Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Храм Преображения Господня
на Преображенской площади

пост И.Златоуст.jpg

Приближается Великий Пост – время особого телесного и духовного подвига для всех православных христиан – усиленной молитвы и строгого воздержания. Поэтому очень важным условием является правильная подготовка. Как виртуозный скрипач с напряженным вниманием настраивает свой инструмент перед исполнением сложного произведения, так и мы должны подтянуть ослабленные и расстроенные струны своей души, дабы и она не звучала фальшиво пред Господом.

Самый главный праздник всех православных христиан – это Воскресение Господа Иисуса Христа, или Пасха. Для человека вполне естественно заранее готовится к важным событиям. Как сердце юной невесты трепещет задолго до свадебного торжества, как тщательно продумывает она малейшие детали своего наряда, так и нам должно позаботиться о приготовлении нашей души к светлому празднику Воскресения Христова. 

Для этого нам даны семь недель – Святая Четыредесятница и Страстная седмица, составляющие вместе Великий пост. Он является самым древним, продолжительным и строгим (особенно 1-я, 4-я и Страстная седмицы) среди многодневных постов и служит нам напоминанием о сорокадневном воздержании Спасителя в пустыне.

Великий Пост отличается от других еще и тем, что имеет свои особые церковные богослужения: 

  • привычная нам Божественная Литургия совершается только по субботам и воскресеньям. 
  • по средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров. 
  • в воскресные вечера в некоторых храмах совершаются Пассии (особенные богослужения с чтением Акафиста и отрывка из Евангелия о Страданиях Христовых). 
По традиции, со второй недели Великого Поста, в храмах совершается таинство Елеосвящения, или Соборования, в котором при помазании частей тела елеем призывается благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Собороваться благословляется ежегодно всем православным христианам. 

Во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы поста, называемыми родительскими субботами, поминаем всех усопших.

В первые четыре дня Поста за вечерним богослужением читается по частям удивительный по красоте и глубине Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского. 

В первое воскресенье отмечается Торжество Православия - праздник в честь восстановления почитания икон, установленный в 842 году при царице Феодоре.

На второй неделе, во вторник, вспоминается страдание святых сорока мучеников Севастийских, в честь их мученического подвига совершается Литургия Преждеосвященных Даров. 

Второе воскресенье Великого Поста названо именем святителя Григория Паламы. Святитель Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы: согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным Светом, каким сиял Он на Фаворе в день Преображения.

Третье воскресенье, как и последующая за ней седмица, называется Крестопоклонная. Накануне в субботу на Всенощной в храмах, прославляя плоды крестной смерти Спасителя, выносят Святой Крест для поклонения всем верующим, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся и вдохновить их к продолжению подвига поста. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы.

7 апреля мы отмечаем один из самых радостных праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы, когда Ангел Господень возвестил Марии, что станет Она Матерью Сына Божия (Господа Иисуса Христа). 

Четвертое воскресенье связано с именем преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой подвижник подвизался на горе Синай в течение 43 лет и написал широко известное произведение «Лествица» о пути постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию.

На пятой седмице Великого поста в среду вечером (в некоторых храмах утром четверга) совершается необычная служба – Мариино стояние, во время которой прочитывается целиком Великий покаянный канон Андрея Критского, который по частям звучал в начале поста, и житие преподобной Марии Египетской – высокий пример покаяния и преображения души человеческой. В субботу – Похвала Пресвятой Богородице, служба с Акафистом Божией Матери.

Пятое воскресенье названо именем преподобной Марии Египетской, блудницы, сумевшей путем глубочайшего раскаяния, многолетнего пребывания в пустыне и искренней молитвы достичь святости. 

Шестая седмица - Неделя Ваий, или по-другому цветоносная, названная так по виду ветвей, с которыми встречал еврейский народ вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим. 

Эта неделя завершает Святую Четыредесятницу и готовит нас к Страстной Седмице. 

В субботу Церковь празднует воскрешение Лазаря - друга Господня, а вечером того же дня в храмах во время Всенощного бдения освящаются веточки вербы, которые на Руси символизировали те самые вайи. 

В Вербное воскресенье мы встречаем торжественно-трагический праздник – Вход Господень в Иерусалим, когда ликующая и прославляющая «царя Израиля» толпа встречала Спасителя. Вскоре эти же люди будут требовать Его распятия.

Последняя, Страстная Седмица, посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, Его страданиях, распятии, крестной смерти и погребении. Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех храмах совершаются особые службы.

Многие из тех, кто только пришел к вере, считают, что суть поста в исключении из рациона продуктов животного происхождения. На самом деле, смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но, в первую очередь, в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями и пороками. Истинный пост связан с молитвой, искоренением злых дел, прощением обид, воздержанием от супружеской близости, непосещением увеселительных и зрелищных мероприятий, ограничением просмотра телевизора. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. И если мы держим пост для того, чтобы похудеть, очистить свой организм от шлаков или, что хуже – для того, чтобы другим показать значимость своей собственной личности, наши достоинства, то пост не исцеляет, но причиняет вред душе. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.

Надо помнить, что Церковный Устав, согласно которому в разных источниках приводятся правила поста, рассчитан на монастырскую жизнь, где весь уклад подчинен посту и молитве. А у человека, живущего в миру, другой ритм, он испытывает другие нагрузки и физические, и эмоциональные. Как держать пост и о мере воздержания в пище нужно советоваться с духовником (священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь).

Великим Постом по Уставу Православной Церкви установлено:

 

  • В понедельник 1-й седмицы - полное воздержание от пищи. Для немощных и болящих после захода солнца - хлеб и вода.

  • Среды, пятницы - пища без масла;

  • В первую, четвертую (Крестопоклонную) и Страстную седмицы – пища без масла (в будние дни).

  • Воздержание от алкоголя (кроме суббот, воскресений и праздников Благовещения, Вербного воскресенья и Великой Субботы).

  • На Благовещение и Вербное воскресенье – дозволяется рыба, в Лазареву субботу - рыбная икра.

  • В Великий Четверг – разрешается пища с маслом и вино.

  • В Великую Пятницу – полное воздержание от пищи. Для немощных и болящих после захода солнца - хлеб и вода.

  • В Великую Субботу – пища без масла до 18.00  (с 18.00 Литургический пост для тех, кто будет причащаться в Пасхальную ночь).


Напоследок приведем напутствия Святителя Иоанна Златоуста: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

лествица великого поста.jpg


Возврат к списку