Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Храм Преображения Господня
на Преображенской площади

Страстная седмица

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению.

Святая Церковь призывает нас в эту неделю оста­вить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и располо­жили богослужения Страстной недели, что в них от­ражаются все страдания Христовы. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены вос­поминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия.

В Великий Понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразо­вавшего страдания Спасителя. Также в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей об­разом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В понедельник Страстной седмицы Патриарх со­вершает молитвы на начало чина мироварения. Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). Чин миро­варения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. Возглавляет чин мироварения и освящает миро в Великий Четверг Патриарх. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

В Великий Вторник Церковь вспоминает притчу Христа о десяти девах, о талантах и о втором при­шествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих мень­ших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).

В Великую Среду вспоминается грешница, омыв­шая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился пре­дать Христа иудейским старейшинам за 30 сребрени­ков (сумма, достаточная в те времена для приобрете­ния небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима). В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва препо­добного Ефрема Сирина с тремя великими поклона­ми. На вечерней службе совершается Таинство Ис­поведи: в этот день все стараются исповедоваться.

В Великий Четверг вспоминается в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное Таинство Святого Причащения (Евхаристии). В четверг Страст­ной седмицы все православные причащаются Свя­тых Христовых Таин. На литургии в кафедральных соборах при архие­рейском служении совершается обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное сми­рение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидя­щим по обе стороны приготовленного перед кафе­дрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

День Великой Пятницы (Великого Пятка) посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смер­ти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого Пятка (она служится в четверг вече­ром) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.

Утром в Великую Пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Ве­ликого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день стро­гого поста и великой скорби. В конце вечерни Великой Пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображени­ем положения Его во гроб, после чего читается канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богороди­цы, затем верующие прикладываются к Плащанице с пением тропарей.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий пишет об этом дне: «Так кончилась страшнейшая и величайшая драма истории мира. Безжизненно повисло на разо­дранных ранах от гвоздей пречистое Тело Спасителя нашего… Низко опустилась на грудь мертвая глава. И так оно долго висело.  Уже разошлись, бия себя в грудь, те окаянные, которые Его распяли, а тело все висело и висело – долго висело… Висело, доколе не пришли блажен­ные тайные ученики Христовы, «фарисеи» Иосиф и Никодим, и сняли со креста окровавленное тело Спа­сителя, и положили его на разостланное на земле чи­стое полотно, обмыли кровь и грязь, и положили на другую плащаницу, чистую и сухую. На плащаницу… и вот пред вами плащаница с телом Иисусовым… О Господи наш, Господи! Что же это такое? Как могло это случиться?! Разве не говорил Он апостолу Сво­ему Петру, когда в Гефсиманском саду отсек он ухо рабу первосвященника: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Мое­го, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» (Мф. 26, 52-53).  Да, да, Он мог это сделать, но Он этого не сделал. Он добровольно, добровольно – запомните на всю жизнь это слово – совершенно добровольно претер­пел страшную казнь, отдал жизнь свою за жизнь мира на кресте.  Скажите, когда это было до Христа? Когда это было возможно, чтобы тот, кто не имел бы власть избежать неприятностей, избежать даже смертной казни, неиспользовал бы этой своей власти? Когда бывало, чтобы шел человек добровольно на смерть? Это было после Христа, было со многими мучениками Христо­выми, но до Христа никогда, никогда не было. Бог, Троичный в Лицах, в предвечном Своем Со­вете нашел средство к тому, чтобы не остались без­наказанными грехи мира: Он возложил их на Сына Своего, на Господа Иисуса Христа. «И Он понес гре­хи наши и мучим был за беззакония наши».  О, как понять, как постигнуть это? Это страшно, этого постигнуть нельзя, это одна из величайших тайн Божиих. И никогда ум человеческий не сможет понять, почему и как надо было, чтобы за грехи мира так страшно изъязвлен был Христос Сын Божий. Не должны ли со смирением, с глубоким преклоне­нием познать и запомнить навсегда одно – что смерть Христова на кресте была добровольной смертью за грехи наши – за грехи мои, за грехи ваши, за грехи отцов наших».

В Великую Субботу Церковь воспоминает погре­бение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбой­ника в рай.  Богослужение Великой Субботы служит перехо­дом к наступающему дню, считающемуся Праздником праздников, - Воскресению Христову. Кроме строгого поста, провождение дня Великой Субботы в древно­сти отличалось особенной внутренней сосредоточен­ностью и торжественной тишиной в церковной жизни. «Что это? - говорит святой Епифаний в своей бе­седе на Великую Субботу. - Сегодня господствует на земле великое молчание и покой. Глубокое молча­ние, потому что почил Царь. Земля страшится и пре­бывает в покое, потому что почивает Бог во плоти и пробуждает от века почивших. Умер Бог во плоти, и ад трепещет. Бог почил на краткое время, чтобы про­будить тех, которые во аде.»

В Великую Субботу освящают куличи, пасхи и яйца. Верующие готовятся к светлому Христову Вос­кресению, чтобы на самой радостной службе святой Пасхи Христовой соединиться со Христом в Таинстве Святого Причащения.

страстная.jpg







Возврат к списку