Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Храм Преображения Господня
на Преображенской площади

Родительские субботы

Православное поминовение усопших

Мы - православные христиане верим в то, что со смертью тела жизнь человеческая не прекращается, что душа человека продолжает свое существование, но уже в ином мире. Посмертная участь души может быть различна: или вечное блаженство с праведниками, или вечное мучение с грешниками. Но известно, что «нет человека, кто жил бы и не согрешил». Все ли умирающие приносят полное и искреннее раскаяние перед кончиной? Ведь часто случается, что человек уходит в мир иной в состоянии тяжелой болезни, когда и память теряется, да и сил душевных нет, или в результате несчастного случая или насильственной смерти, внезапно для себя и своих близких. И тогда у него нет возможности изменить свою загробную участь. Только в этой, земной, жизни, можно изменить свою участь, творя дела милосердия и молясь ко Господу о прощении и спасении. В любом случае, молитвенная помощь усопшим просто необходима и доставляет им величайшее благодеяние.

Мы хотим рассказать об особых днях поминовения, установленных Церковью. Они называются родительскими субботами (к ним же относится и Радоница). Это дни совместного «торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви». По окончании Литургии служится панихида по усопшим.

День субботний выбран не случайно. На седьмой день от момента сотворения мира Господь почил от дел, установив тем самым день для отдыха (у евреев он назывался шаббат, по-русски суббота). Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном, поэтому за умерших, как упокоившихся от житейских и всех прочих забот, мы творим соборные, т.е. совместные молитвы именно в этот день.

Вселенская родительская суббота (мясопустная). Установление этой Вселенской родительской субботы восходит к I веку. В этот день (за неделю до начала Великого Поста) Церковь молится об упокоении душ тех, за кого некому молится, у кого не осталось родственников и близких на этом свете, за всех, о ком на земле забыли, а Церковь помнит. День этот выбран, потому что в следующий за ним воскресный день Церковь вспоминает слова Спасителя о будущем всеобщем Страшном суде.

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого Поста. В дни Великого поста – духовного и телесного подвига, в дни особенного покаяния и благотворения ближним, Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими. Субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в будние дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (к ним относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты). Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в эти дни святой Четыредесятницы (Великого поста), и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения усопших, которое совершается во вторник, через 9 дней после Пасхи, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей, или Радуницей. Ошибочной является практика посещения кладбищ в день Пасхи и тем более оставления на могилах пасхальных яиц, продуктов и т.д.

Троицкая родительская суббота. Как и мясопустная, родительская суббота перед днем Пресвятой Троицы, называется Вселенской. Обычай совершать поминовение в этот день также восходит к апостольскому веку. В день Пятидесятницы (это день сошествия Святаго Духа на апостолов, а также день установления Церкви) сошествием Животворящего Пресвятого Духа явилась Божия благодать, поэтому Церковь накануне этого праздника молится о всех прежде усопших, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной благодатной жизни. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что «Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Димитриевская родительская суббота совершается в ближайший субботний день перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского. Установлена она после битвы на Куликовом поле в 1380 г. по благословению преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Димитрия Донского. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении, но постепенно Димитриевская (Дмитровская) суббота стала днем заупокойного поминовения всех православных христиан.

С 1994 года Русская Православная Церковь ежегодно 9 мая совершает торжественные панихиды в память о павших воинах.

Панихида состоит из целого ряда умилительных песнопений и молитв, в которых мы обращаемся к Богу с просьбой помиловать человека, избавить его вечных мук и вселить его в Чертогах Небесных вместе с праведниками.

На панихиду верующие люди не только пишут записки с именами всех почивших сродников и ближних, но и…приносят продукты питания. Откуда эта традиция? В древности, начиная с 4-го века, существовал обычай в память об усопшем устраивать раздачу милостыни. На Востоке с просьбой помолиться о почившем раздавали хлеб, вино, сыр, маслины и проч. В России распространена традиция готовить кутию: сладкую кашу из зерен пшеницы с изюмом, орехами, цукатами и прочим. Являясь своего рода малой трапезой в память усопшего, «кутия служит напоминанием для молящихся о том, что молитву об усопших необходимо соединять с делами милосердия, в частности, с питанием служителей Церкви, неимущих, друзей и родных почившего». Но чаще в наши храмы приносится не кутия, а обычные продукты, купленные в магазине.

Мы можем помолиться о упокоении дорогого нам человека простой молитвой: «Упокой, Господи, души усопших раб твоих: родителей, сродников, благодетелей (перечисляя их имена, вспоминаем этих людей), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

При желании, в дополнение к нашей молитве, мы можем поставить свечу на канун – специальный столик с распятием Господа нашего Иисуса Христа. Именно возле него мы и молимся за усопших в храме.



Возврат к списку