Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Храм Преображения Господня
на Преображенской площади

благовещение.jpg

7 апреля Церковь празднует один из 12 главных праздников в православном календаре – Благовещение Пресвятой Богородицы. «Благовещение» - это благая, или добрая, весть о грядущем рождении Спасителя рода человеческого. В сей день предстал пред юной девой по имени Мария архангел Гавриил и возвестил Ей о том, что она станет Матерью Сына Божия.

С Благовещения начинается история непостижимой Тайны - воплощения Самого Бога, Творца мира и всего сущего в человеческую плоть. Это начало евангельского повествования (Евангелие переводится с греческого языка как «благая весть»), а впереди Рождество и бегство в Египет, Крещение, сорокадневный пост и искушения в пустыне, Нагорная проповедь, многочисленные чудеса и исцеления, Тайная Вечеря, предательство Иуды, арест и неправедный суд, Распятие и Воскресение…

Пресвятая Дева до 14 лет находилась при Иерусалимском храме, и, как достигшая совершеннолетия, по закону должна была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Мария сообщила священникам о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Мария стала жить в городе Назарете, в доме Иосифа, где вела такую же скромную и уединенную жизнь в непрестанной молитве и труде, как и в храме.

Через четыре месяца после обручения, Ангел явился Марии и сказал: «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами».  Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она «обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь по чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». (Лк. 1, 26-38)

У всех женщин телесная природа одинакова, но не у всех одна духовная чистота и желание служить Богу.  Боговоплощение стало возможным лишь тогда, когда появилась на свете Дева, способная «вместить невместимое». Так, в лице Пречистой Девы, со смирением и доверием давшей свое согласие стать Богоматерью, мы получили надежную заступницу перед Господом, которая беспрестанно ходатайствует о нашем спасении.

Пресвятая Владычице наша, Богородица, спаси нас!

Тропарь праздника, глас 4

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Ныне начало нашего спасения и раскрытие предвечной тайны: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует о благодати. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

Кондак праздника, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

(Тебе, высшей Военачальнице, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, избавившись от бед, воспеваем победную благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, спасай нас от всяких несчастий,  чтобы мы взывали к Тебе: радуйся Невеста Безбрачная!)

Из проповеди на Благовещение Пресвятой Богородицы митрополита Сурожского Антония

“Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?.. И на ответ Ангела, как это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух…  Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь”.









Возврат к списку