Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Храм Преображения Господня
на Преображенской площади

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского

  

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского

Вот уже на протяжении 14 веков покаянный канон святого Андрея, архиепископа Критского, будит верующих от греховного сна к покаянному пробуждению. Он читается в храмах каждый год в первые 4 дня Великого поста.  

Его называют чудом всей церковной гимнографии. Великий канон являет собой глубинную исповедь преподобного Андрея перед Богом. Каждое душевное движение святой рассматривает через призму событий Священного Писания, научая нас видеть духовные последствия греховных помышлений, слов и поступков. Такой настрой канона особенно соответствует состоянию, в котором верующие должны пребывать в дни Великого поста.  

Канон - сложный жанр церковного песнотворчества, состоящий из 9 песней. Каноны читаются в церкви ежедневно, но Великий канон является выдающимся по своей структуре и содержанию.   

Сам автор Канона родился в VII в. в Дамаске (Сирия) и до 7 лет был нем, но после Причащения Святых Христовых Таин чудесно исцелился - как бы Сам Господь открыл ему уста и ум к разумению славы Божией. В 14 лет он покинул дом и удалился в лавру преподобного Саввы, Освященного близ Иерусалима. Впоследствии он был назначен на о. Крит епископом. Жизнь святителя была долгой и плодотворной, в том числе по количеству написанных им церковных песнопений. Великий покаянный канон исследователи считают самым поздним творением святого Андрея и называют его "автобиографической исповедью". Он скончался в 712 году, возвращаясь из Константинополя на Крит, и уже в конце того же века был причислен к лику святых, а его величайшее творение было окончательно приведено к форме канона и были добавлены молитвы преподобной Марии Египетской и самому святому Андрею Критскому.  

Великий канон состоит из 250 тропарей (коротких молитв), в отличие от обычных канонов из 30-40 тропарей. Его чтение вплетается в чинопоследование Великого Повечерия.  

Перед началом службы на середине храма устанавливается аналой, за которым священник будет читать Великий канон.

Великое Повечерие начинается обычными предначинательными молитвами, после которых следует чтение псалма 69 "Боже, в помощь мою вонми..."

Священство выходит на середину храма и в темноте при свечах начинается пение ирмосов Великого канона "Помощник и покровитель..." Каждый покаянный тропарь хор предваряет пением припева: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя".  

"С чего начну оплакивать деяния моей несчастной жизни? Какое начало положу, Христе, настоящему сетованию? Но, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений. Приди, несчастная душа со своею плотью, исповедайся Создателю всего, воздержись, наконец, от прежнего бессловесия и принеси Богу слезы раскаяния" - так в переводе на русский язык звучит первый тропарь покаянного канона.  

С каждым новым воззванием растет сила покаянного призыва, и как некая вершина звучит кондак, который исполняет хор после 6-й песни канона: "Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?"  К последним песням канона все больше утешительных примеров находит святой Андрей в Священном Писании, чаще обращая свой взор к Новому Завету и обетованиям Спасителя.  

Затем чтение псалмов продолжает последование Великого Повечерия. Такой порядок сохраняется в течение всех 4-х первых дней Великого поста.  

Значение и цель Великого Канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.

Мы должны вновь научиться воспринимать мир таким, каким он открывается нам в Библии, научиться жить в этом библейском мире; и нет лучшего способа научиться этому, как именно через церковное богослужение, которое не только передает нам библейское учение, но и открывает нам библейский образ жизни.

Вот почему постный путь начинается с возврата к «исходной точке», к Творению мира, Грехопадению, Искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

 

В современном богослужении Великий покаянный канон читается дважды за пост: 

· на первой неделе с понедельника по четверг на Великом Повечерии по частям; 

· на пятой неделе в среду вечером (в некоторых храмах в четверг утром) целиком. Эта служба известна как Стояние преподобной Марии Египетской, т.к. на ней читается житие этой святой подвижницы, явившей собой высокий образец покаяния. 

Многие приходят на эти службы с книжицами, чтобы следить за чтением одновременно со священнослужителями и для лучшего понимания и проникновения в смысл текстов канона. 

Давайте вслушаемся в слова этого великого творения, чтобы узнать предназначенный нам путь спасения: путь сознания своих неправд и отрицания их. Ведь только идя путем смирения и покаяния, можно достичь Царствия Небесного. 


Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. 

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

  

 

В нашем храме чтение Великого покаянного канона начинается в 19:00.




Возврат к списку