Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Храм Преображения Господня
на Преображенской площади

О церковной свече

О церковной свече

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом (Исх. 25:31-37).

 

В ветхозаветной скинии (храме) Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх. 30:8). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы возжигал светильники на всю ночь.

 

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, Богослужения и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников (Деян. XX, 8).

 

С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви Тертуллиан, – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

 

Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

 

«Огонь горящих… свечей и лампад (как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом) служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так, в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

 

В первые века христианства верующие жертвовали хлеб и вино для совершения Литургии, масло для светильников. Сейчас все для богослужебных целей и нужд храма приобретается на средства, получаемые прежде всего от распространения свечей.

 

Приобретение свечей – добровольная жертва Богу и Его храму.

 

Поэтому желательно приобретать свечи в том храме, куда мы пришли молиться, но безусловно ничего нет страшного в том, чтобы зажечь принесенную с собой свечу.

 

Свеча не заменяет молитву. Она только помогает нашему молитвенному общению с Богом и святыми. Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу любовь и благоговение к тому, кому ставится свеча. И если их нет, то свечи не имеют особого значения, жертва наша может быть не угодна Богу.

 

Не существует никаких правил относительно размера свечей, их количества, куда их ставить и в какой последовательности.

 

Можно приобрести то количество свечей, которое укладывается в размер пожертвования. Свеча даже не является обязательным условием для молитвы – молиться можно и без свечи.

 

Главное - не свеча, а наша искренняя молитва.

О здравии и с любыми просьбами о живых людях мы обращаемся к Господу Иисусу Христу (Спасителю), Пресвятой Богородице и любым святым угодникам Божиим.

За наших умерших мы традиционно молимся у кануна. Это обычно прямоугольный или квадратный подсвечник с Распятием.

 

Как к Господу, так и к Пресвятой Богородице и любым святым можно обращаться с любыми просьбами, здесь важно наше сердце, наша искренняя молитва (а не количество зажженных свечей).

 

И тогда Господь, по молитвам к Нему угодников Божиих или Пресвятой Богородицы, даст нам просимое, если оно нам полезно. «По вере вашей да будет вам», - сказал нам Господь (Мф. 9:29).

 

Многие из тех, кто приходит в храм, не знакомы с основами Православия, а поэтому путают веру в Господа и молитвенное поклонение Ему с различными оккультными и магическими обрядами. В таких обрядах часто используются церковные свечи.

 

Если вам посоветовали для исполнения вашего желания поставить конкретное количество свечей к определенной иконе (такие советы обычно дают экстрасенсы) - знайте, что вам предлагают исполнить магический обряд. Высказывания вроде: «Свеча помогает просьбе быстрее дойти до Бога», «Если ваша свеча трещит, от нее летят искры, - значит, вы поражены негативной энергией», «Пасхальные свечи несут на себе особую благодать» можно услышать либо от людей суеверных, либо от оккультистов.

Целитель, требующий принести ему церковные свечи, лечит не Божией силой, а диавольской. 

Любые обращения к колдунам, целителям, экстрасенсам и выполнение их магических советов, в том числе и манипуляции с церковными свечами, принесут только вред вашей душе и душам тех, кого Вы привлекаете к ним.

 

Никто не требует от нас свечей. Богу угодно, чтобы мы любили Его всем сердцем, неуклонно исполняя Его святые заповеди, и всей своей жизнью прославляли Его; подражали святым угодникам Божиим, как и они были подражателями Христу… (См. 1 Кор. II, 1).

 

Свечи же сами по себе, без нашей веры в Бога и усердия нашего к исправлению жизни, ничего не значат. Не стоит возлагать на них никаких надежд: они не помогут нам, если мы сами не постараемся и не позаботимся об этом.


Возврат к списку