Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Храм Преображения Господня
на Преображенской площади

Ответы с чаепитий

Ответы с чаепитий

  • Как сосредоточиться на молитве, если мысли все время убегают?
  • Когда часто причащаешься - один-два раза в неделю - понимаешь, что исповедь становится сухой, больше формальной. Как быть: нужно ли исповедоваться перед каждым причастием?
  • Можно ли подпевать хору во время Богослужения, если учесть, что вокальные данные не блещут?
  • Живу с девочками, которые занимаются йогой, медитируют, практикуют мантры. Как к этому относиться?
  • Почему Бог после смерти человека не изменит духовные законы, которые сам создал? Если мой ребенок побежит к пропасти, я не буду стоять и смиренно смотреть на это “не насилуя его волю”: догоню и одерну, насильно. Почему нельзя насильно просветить благодать
  • Что такое десятина и как можно ее приносить?
  • Кто такие пятидесятники? Стоит ли ходить на их службы? Мои родственники по воскресеньям зовут в свой храм, я не хожу – сомневаюсь.
  • Важно ли называть ребенка по святцам? Как правильно это делать? И можно ли называть в честь святого по старому стилю?
  • Как лучше читать молитвенное правило - вслух или про себя? При чтении вслух получается лучше сосредоточится, но ведь это считается самым начальным уровнем молитвы?
  • Есть люди, которые говорят, что в Библии написано, чтобы человек исполнял десять заповедей, остальное все от лукавого. Все обряды придумали священники. Как ему объяснить, что не обряды, а Таинства? Он не слушает, что делать - , “метать бисер перед свиньям
  • Почему церковь не благословляет делать женщинам ЭКО?
  • Если человек сам не обращается к колдунам, а колдуны сами связываются? Им даже удается взять личные вещи своих будущих жертв. В моем случае соседка-колдунья воспользовалась недоеденным печеньем ребёнка: ребёнок не доел, оставил, а все это закончилось одер
  • Если люди, мужчина и женщина, повенчаются в церкви, потом через несколько лет разведутся, и бывшая жена захочет снова замуж за другого?
  • Об НЛО
  • Батюшка, помогите разобраться. Есть следующие утверждения, которые противоречат друг другу. Бог присутствует повсюду. Падшие ангелы удаляются от Бога. Куда, если Бог повсюду? Ад – это место, где нет Бога?
  • Можно ли доесть яблоки, купленные до 1 июня? Можно ли покупать яблоки старого сезона или действует запрет на все яблоки?
  • Что такое умная молитва?
  • Грешно ли делать татуировки?
  • Правда ли, что сны – это не от Бога?
  • Нашла дома фотографии, которые хранит мама. Там усопшие родственники в гробах во время захоронения. Можно ли хранить такие фотографии?
  • Если просыпаешься во сне от мысли, что молишься во сне Пресвятой Богородице, – это действие лукавого? Это не реальность, это сон? Опасаться этого? Как правильно поступать?
  • Что говорят святые отцы о том, как сопрягается свободная воля человека и Божий промысел? То есть Бог как бы все, что делает человек, обращает на пользу общего замысла? Или как?
  • Почему в Евангелии Господь кого-то исцеляет словом, кого-то прикосновением и так далее?
  • Расскажите, пожалуйста, верно ли, что все проблемы, в том числе со здоровьем, связаны с грехами?
  • Отец Андрей Ткачев однажды сказал, что в раю будет Литургия, богослужение. И если человек в этой жизни не полюбил службу, был невнимателен, то в раю ему нечего делать. Как Вы относитесь к этому?
  • Почему христиане достигают близости с Богом через страдание, а другие религии через радость или покорение?
  • Преподобный Иосиф Исихаст говорил о том, что когда искушение проходит, и приходит благодать, то нужно ждать новых искушений, не расслабляться. Значит, жить все время в ожидании искушений?
  • Я крестная мать, стала ею в 2000 г. Так было положено. Мы особенно не понимали, что делали. Потом расстояние нас с крестницей развело. И сейчас я уже понимаю свою ответственность. Но то время уже упущено. Я пытаюсь наладить контакт с крестницей, но меня н
  • Я гражданский строитель. На совещаниях далеко не молятся, дым коромыслом, ругаются, и я задался вопросом: а что делать? Абстрагироваться? Менять ситуацию бесполезно.
  • Почему может быть такое, что на Исповеди покаялся в каком-то грехе, но все равно каждый день чувствуешь тяжесть греха (грех больше не повторялся)?
  • Где взять духовного отца? Его Бог посылает человеку? Как правильно выбрать духовного отца и что делать дальше? Спаси Господи!
  • Должен ли мирянин, не обладающий апологетическим и миссионерским опытом, защищать веру христианскую, отстаивая ее в полемике с неофитами сект и инославными? Или же ограничить проповедь своим поведением?
  • Что означает фраза «Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него»? На кого «укрепихся» в этом контексте?
  • В 4-й молитве Последования ко Святому Причастию есть грехи, которые никогда не совершал. Нужно ли читать их? Если нет, то как тогда читать эту молитву?
  • Что делать, если я не замужем и не повенчалась, а меня хотят сделать крестной матерью? Живу с мужчиной под одной крышей.
  • Какое качество, какие свойства должны быть в отношениях между девушкой и юношей, которые позволяют создать благочестивую семью?

  • Как сосредоточиться на молитве, если мысли все время убегают?


    Когда я спрашивал об этом же отца Ефрема, игумена монастыря Ватопед (на Афоне), он мне напомнил слова отца Иосифа Исихаста, который говорил: “Чтобы вечером хорошо молиться, не рассеяно, без каких-то мыслей, нужно стараться как можно меньше иметь в течение дня впечатлений”.
    Протоирей Борис Потапов

    Мы же живем по совершенно другому принципу. Стараемся заполнить каждую минуту, каждую секунду какими-то впечатлениями, эмоциями. Если у нас выдается свободная минутка, мы лезем в телефон, смотрим новости, еще как-то развлекаемся. Мы наполняем вполне сознательно свою душу разными впечатлениями. Как только мы это делаем, вечером никакой сосредоточенной молитвы не будет. Потому что во время молитвы эти образы будут возвращаться. Не просто так во всех молитвословах написано: “восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно… подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное… и без поспешности, со вниманием сердечным” помолись Богу. Для чего? Чтобы не было впечатлений, отвлекающих помыслов.

    Второй момент. Вы наверняка тоже с этим все сталкивались. Когда мы начинаем молиться, к нам приходят разные мысли. И порой думаешь, вот как здорово, какая умная мысль! Вот так вот и надо будет сделать! Вот так вот спланировать сегодняшний день, вот так вот поступить… Заканчиваешь молиться, и понимаешь, что мысль оказывается такая пустая. Но она показалась такой привлекательной во время молитвы, потому что лукавый тоже пытается действовать, и под видом красивой мысли вложить какую-нибудь ерунду, чтобы отвлечь от молитвы. Какую-то новизну в голову вкладывает, совершенно пустую, которая никогда не осуществится, и более того если осуществится, будет совершенно не нужна и неуместна. Единственный способ сосредоточиться во время молитвы - это отсекать все свои помыслы. И уж тем более во время молитвы. Тогда будет что-то получаться. Если не бороться с помыслами, уверяю вас: ничего не получится, и будет у нас рассеянная молитва.



    Когда часто причащаешься - один-два раза в неделю - понимаешь, что исповедь становится сухой, больше формальной. Как быть: нужно ли исповедоваться перед каждым причастием?

    Во всех Церквах, кроме Русской Православной Церкви, исповедь и причастие вообще никак не связаны. Поэтому в любом месте – в Греции, в Болгарии, в Сербии вы можете просто придти и причаститься. Я думаю, что позиция Русской Православной Церкви более правильная, потому что, если разрешить людям просто причащаться, тогда они вообще перестанут исповедоваться, как это и происходит в Греции, например. Я встречал людей, которые достаточно часто причащаются, несколько раз в неделю, но исповедуются раз в год. Это тоже совершенно недопустимо, потому что в этом случае, духовная жизнь получается на уровне “пришел, рот открыл, тебе чего-то положили, пошел дальше”.

    Когда мы начинаем перед каждым причастием исповедоваться, мы внутренне собираемся, напрягаемся. Пусть исповедь сухая, но она хоть какая-то есть. Знаете, почему сухость возникает? Только по одной причине: мы не готовимся к исповеди. Потому что мы на ходу, когда только подошли, начинаем раскаиваться. А если вечером сесть, задуматься, что я за день сделал, – ворох наберется! Столько всего в себе найдем, откроется просто бездна грехов. И исповедь, я вас уверяю, перестанет быть сухой. Когда задумываешься, когда молишься, когда пытаешься измениться, исправиться, исповедь не будет формальной.

    В принципе, мы благословляем, когда причащаешься два дня подряд, через день, через два дня, можно не подходить к исповеди. Но по другой причине. У нас на приходе в Софии и в Преображенском приняты частые причастия. Так все святые отцы говорили: чем чаще, тем лучше. Если на каждом причастии мы будем исповедовать всех, то, может быть даже и не будем справляться. Так что в этом случае мы благословляем без исповеди.



    Можно ли подпевать хору во время Богослужения, если учесть, что вокальные данные не блещут?

    Как говорит наш регент с более чем двадцатилетним опытом, начиная подпевать хору вы будете соблазнять других людей, которые, не зная почти ничего будут просто мешать хору. Следовать совету “можно, только очень тихо” не получится. Это будет мычание. Хор - это хорошо настроенный механизм, и подпевать не благословляется, даже если у вас есть вокальные данные, так как вы все равно будете отвлекать и сбивать. Лучше молиться и внимать пению. Хотите научиться петь в хоре - приходите в школу церковного пения для взрослых. У нас такая школа есть, расписание есть на сайте, так что добро пожаловать.

    В некоторых храмах поют все прихожане, и даже батюшка выходит и благословляет петь вместе. Пусть это самое простое пение, так называемый обиход, но мне кажется, он наиболее располагает к молитвенному настроению. Прихожане может быть и поют нескладно, непрофессионально, но зато они знают всю службу наизусть.

    Все в нашей жизни изменила революция… Раньше во всех храмах с детства все умели петь. Большинство из вас в церковь пришли во взрослом возрасте. Естественно, что вы не умеете петь. А если бы вы с детства ходили? Сегодня вы пришли и поете, завтра пришли ваши подруги и поют, после завтра ваши родители поют, ваши дети поют. Говорят, у Иоанна Кронштадтского весь храм пел очень многие песнопения. Потому что там была община.

    Приходите в воскресную школу, учитесь, и, кто знает, может быть через год у нас тоже получится и все в храме будут петь.



    Живу с девочками, которые занимаются йогой, медитируют, практикуют мантры. Как к этому относиться?

    Плохо относиться и естественно, ни в коем случае в этом не участвовать. Все эти “духовные практики” очень небезопасны, поверьте. К нам уже несколько раз приходил и рассказывал об этом человек, который имел свой салон йоги в свое время и этим зарабатывал. Будучи еще невоцерковленным человеком, он увидел, какой вред это приносит его посетителям. Обычно в качестве рекламы йоги говорят “растяжка, гибкость, позвоночник...”. Но никто не смотрит, что происходит через 15-20 лет с этими людьми. У меня есть знакомый врач спортивной реабилитации. Обычно к нему обращаются спортсмены после травм, чтобы восстанавливать спины, связки, колени, плечи. И он говорит, что сейчас, когда началось повальное открытие этих центров йоги, каждый второй клиент - это человек после занятий йогой. Люди даже не знают, чем они занимаются, позвонки “с корнем вырывают”, грыжу зарабатывают. Это в начале цветочки, а потом, когда они опылятся, начнут плоды завязываться - вот тогда йога и скажет свое слово.

    Есть и другой момент. Сейчас большинство сектантов-кришнаитов маскируются под центры медитации. На начальном этапе занятия позиционируются как оздоровительные практики. А потом, по мере углубления, начинают говорить и о “духовной” составляющей занятий. Дальше, как бы между прочим, предлагают придти на какую-то лекцию некоего известного учителя философии йоги или нечто подобное. А когда человек на эту якобы лекцию приходит, начинается обработка сознания, как это в сектах и происходит.

    Постарайтесь с сочувствием отнестись, поговорить, может быть они остановятся.



    Почему Бог после смерти человека не изменит духовные законы, которые сам создал? Если мой ребенок побежит к пропасти, я не буду стоять и смиренно смотреть на это “не насилуя его волю”: догоню и одерну, насильно. Почему нельзя насильно просветить благодать

    Этот вопрос меня тоже постоянно волнует. Святые отцы однозначно говорят, что всесильный Бог ограничил Себя, когда создал человека. В тот момент, когда Он создавал мир, когда Он создавал ангелов, Он себя не ограничивал, это никак не сказалось на Самом Боге. Но когда Господь создал человека, Он Себя ограничил. Чем? Он создал ту область, в которую добровольно не хочет вмешиваться. Конечно, Он мог бы нас, простите, на колени насильно поставить, чтобы все лбами бились о пол. Всех до единого. Но только Он не этого хочет. “Милости хочу, а не жертвы" (Евангелие от Матфея, глава 9, стих 13; глава 12, стих 7), говорит Христос. Да, когда происходят катастрофы и скорби в нашей жизни, мы бежим в церковь и каемся. Но Бог не может ради нас, чтобы мы все время были в церкви, трясти Москву и весь мир. Мы должны все-таки быть взрослыми людьми. Ребенок раз побежал, его одернули, второй раз побежал, его одернули. А в третий раз вы отвернулись, и, если ребенок не вырос и не осознал, что нельзя туда бежать, так он туда и взрослым мужчиной побежит. И все равно погибнет, упадет в эту пропасть. Если он ничему не научился. Так и Бог. Он человека создал совершенным. И это семя совершенства есть в каждом из нас. Когда мы крестимся, мы избавляемся от первородного греха, мы выходим из купели новой тварью. Тем Адамом или Евой, которые были сотворены в раю до грехопадения. Смысл крещения в том, чтобы обновиться. И у нас есть все для того, чтобы спастись, чтобы познать Бога и придти к Богу. И насильно Бог никого не будет спасать. Что это за Бог, который начинает менять законы, которые сам создал?



    Что такое десятина и как можно ее приносить?

    Десятина происходит еще из Ветхого Завета. Это та десятая часть доходов, которую иудеи приносили от своих урожаев зерна, овощей, скота. Мелкие травы по Закону Моисееву не облагались налогом, но фарисеи, чтобы показать свою праведность, приносили десятину и с этих трав (См. притчу о мытаре и фарисее, Евангелие от Луки, глава 18, стих 9). Десятина - это просто десятая часть дохода человека, которую отдавали в Ветхом Завете на Иерусалимский Храм, в Новом Завете отдают на дела благотворительности, жертвуют на содержание православных Храмов, на благотворительные проекты Церкви.

    Хотя, между благотворительностью и десятиной есть разница. Когда отца Иоанна Крестьянкина спрашивали, должен ли человек, который и так занимается благотворительностью, жертвовать десятину на церковь, он сказал: “благотворительность - это благотворительность, а десятина - это десятина”. Как ее приносить? По-разному приносят. Есть специальный ящик - жертва на храм, можно священнику отдавать, священник все равно это использует на церковные нужды. Ведь вопрос-то - было бы что приносить, и что отдавать. А так, это дело безусловно нужное, благочестивое. Именно на эти деньги Церковь содержится.



    Кто такие пятидесятники? Стоит ли ходить на их службы? Мои родственники по воскресеньям зовут в свой храм, я не хожу – сомневаюсь.

    Пятидесятники - это секта, причем достаточно молодая, ей около ста пятидесяти лет. Распространение секта получила в начале двадцатого века. У них практикуется говорение языков, когда они падают и говорят всякую, простите, белиберду. У нас есть два бывших пятидесятника (в Софии), можно их пригласить, чтобы они об этой секте подробно рассказали. Также, у нас есть еще бывший пастор пятидесятников, который в Москве имел свою общину, свою паству. Он и в Америку ездил, проходил обучение для пасторов. Причем, он рассказывал, что его община стала пользоваться особенной популярностью, когда он начал использовать “православные методы”. У пятидесятников нет покаяния. Он понимал, что русскому человеку нужно каяться, что он чувствует необходимость в покаянии, и поэтому в своей секте, на свой страх и риск, ввел исповедь. И сразу количество прихожан многократно увеличилось. И вообще, как он говорит, чем больше мы подражали своей деятельностью православию, тем больше людей к нам ходило.

    Ходить на их службы категорически не стоит. Потому что этим вы и родственникам покажите свою солидарность. Пусть они сами собираются, песенки поют. Одна моя учительница начальных классов, заслуженный учитель Советского Союза, кстати, последний год своей жизни была то ли баптисткой то ли еще кем-то. Но была крещена в Православии. И когда она умерла, меня позвали одноклассники на ее похороны. Они думали, что я, как священник, приеду ее отпевать. Пришла ее община, повезли ее на кладбище, собралось много ее коллег, учителей. Действительно, она была хорошим человеком, но впала в заблуждение. Стала одинокой в старости, поэтому баптисты ее и подловили. Я взял с собой облачение на случай, если вдруг получится ее отпеть. Но пятидесятники взяли все в свои руки. Когда положили гроб, они сказали давайте помолимся, пропели криво-косо три песенки какие-то непонятные. И говорят, “ну все, закапывайте”. Все люди поворачиваются ко мне, и кто-то громко резюмирует: “Попели-то хорошо, а когда батюшка будет отпевать?” Попели-попрыгали, давайте теперь нормально похороним человека. Баптисты закричали сразу: “нет-нет-нет! Все! Нельзя!..” Я думаю, ну это все-таки ее воля. Она свою волю проявила тем, что ходила к ним, и умерла в их, скажем так, церкви. Я за нее молюсь, безусловно на Литургии, как за крещенного человека, но отпевать не стали. Я помню, что народ тогда уходил, и в большинстве своем очень так нелицеприятно говорили о баптистах, что же у них за отпевание такое нечеловеческое?

    Еще расскажу об одном случае. За свечным ящиком у нас не разобрались, и в наш храм привезли отпевать протестантку. Родственники у нее были православные, но они, по-видимому, не в курсе были куда она ходит. Часто бывает, что родственники не заботятся о своих бабушках и не интересуются их жизнью. На отпевание приехала их община, а усложняло ситуацию то, что община состояла из глухонемых, к тому же. И приехали они со своим пастором. Это очень известный пастор в Москве. Он занимается тем, что окормляет глухонемых бабушек и дедушек. Между прочим, очень богатый человек, потому что эти бабушки и дедушки как правило брошены, все завещания на него составляют. У него несколько десятков квартир, все у него хорошо в этом плане...

    Пока мы искали чин погребения инославных, я созвонился с владыкой Пантелеимоном, чтобы он наставил, как правильно отпевать. Чин мы нашли, и владыка разъяснил: читается два псалма, отрывок из апостолов и Евангелие, то есть то, что они признают. Мы прочитали. Но в течение всего отпевания не встретилось ни одного упоминания ни “верную рабу Твою”, ничего. Знаете… Честное слово, я пытался относится к этому с душой, но было полное ощущение, как будто мы хороним кошечку, собачку. Как будто во гробе лежит не живой человек. Даже сам чин… Неужели им не понятно, что это не таинство смерти. Как будто корова умерла, и ее закапывают просто. Было полное ощущение пустоты, никчемности. Даже каждения нету в этом чине. Мне Владыка дал наставления, как отпевать и сказал, “а потом ты их обличи, скажи в конце слово, чтобы они подумали”. Я, конечно, обличил, а при этом думал, а вот интересно, переводчица, которая им переводит, что она им переводит? Я же не могу проверить. Может быть она совсем не то говорит, например, что “батюшка вас хвалит за вашу крепкую веру”… В общем, не надо ходить к пятидесятникам.



    Важно ли называть ребенка по святцам? Как правильно это делать? И можно ли называть в честь святого по старому стилю?

    Сошлюсь на отца Иоанна (Крестьянкина). Он благословлял называть ребенка по принципу плюс-минус пять дней от рождения. Родился у вас ребенок, берете пять дней в одну сторону, пять дней в другую, и именем, которое вам нравится, его называете. Если подходящего имени нет (бывают такие периоды), особенно, если девочки рождаются, мало женских имен или они совсем не устраивают - то плюс-минус 15 дней. Никто вам, конечно, слова не скажет, если вы назовете ребенка как вы хотите.

    Бывает так, что семья особенно почитает какого-то святого. У меня был период, когда я ездил в Антониево-Сийский монастырь, и я был уверен, что если у меня родится мальчик, то я назову его Антоний. Мальчика у меня с тех пор не родилось, поэтому Антонием я не смог назвать. Но назвал бы, потому что уж очень почитал этого святого.

    Можно ли назвать в честь святого по старому стилю? Так Церковь и живет по старому стилю. Если вы откроете православный календарь, то увидите, что там идет соединение старого и нового стилей. Называть по святцам это, на самом деле, послушание церкви. Когда родился, так и называем, как учит Церковь.



    Как лучше читать молитвенное правило - вслух или про себя? При чтении вслух получается лучше сосредоточится, но ведь это считается самым начальным уровнем молитвы?

    Святые отцы считают, что лучше читать вслух. Потому что когда мы читаем вслух, трудится все: глаза - они следят за текстом, уста - они произносят слова, уши - они слушают. Если мы читаем про себя, то трудятся только глаза, а уста и уши не трудятся. Почему важно, чтобы все трудилось? Потому что так мы больше сосредотачиваемся. Нас не отвлекают другие звуки и так далее. Поэтому лучше читать вслух, хоть и не обязательно кричать. Конечно, бывают ситуации, когда мы не одни, и наверно, вслух молится не очень уместно. Но лучше вслух. Я даже слышал на Афоне, что большинство старцев читают Иисусову молитву вслух (приглушенно, вполголоса), опять же, по возможности. Отец Иосиф Исихаст в такие моменты, когда не мог собраться, даже кричал молитву вслух с тем, чтобы как-то себя сосредоточить.



    Есть люди, которые говорят, что в Библии написано, чтобы человек исполнял десять заповедей, остальное все от лукавого. Все обряды придумали священники. Как ему объяснить, что не обряды, а Таинства? Он не слушает, что делать - , “метать бисер перед свиньям

    На самом деле так оно и есть. Есть десять заповедей, которые надо исполнять. Больше того, Господь Иисус Христос свёл эти
    заповеди вообще только к двум заповедям. Возлюби Бога своего всей крепостью, всем помышлением и ближнего своего как самого себя. Все две заповеди. На самом деле не убий, не укради - это возлюби ближнего, не прелюбодействуй -это возлюби ближнего, чти отца и мать - возлюби ближнего, помни деть субботний, чтоб святить его, аз есмь твой Бог, Бог един - это о любви к Богу. Юрист совершенно правильно говорит, надо соблюдать две заповеди, абсолютно точно. Вопрос только “обряды придумали священники”. Знаете, от части даже соглашусь: обряды возникли в Церкви, как помощники основному. Когда мы садимся за стол, у нас еда, мы положили еду на тарелку. Но у нас есть ложка и вилка, и нож. По сути дела, это есть обряды, как эту еду принять. Я могу эту еду руками запихать в рот, но это будет некрасиво, я испачкаюсь,
    испачкаю свою царскую одежду, лицо все измажу, а могу аккуратно есть ложкой и вилкой. Обряды придумали священники, но я бы сказал не
    священники, а ученики Христа, апостолы, епископы. Литургию составили Василий Великий и Григорий, Иоанн Златоуст и Григорий Двоеслов. Вот три человека, которые составили Литургию, которой мы сейчас используемся. Какие-то молитвы составляли другие святые отцы, которые
    прошли этот путь к Богу и знали где там тропочка, где широкая дорога, а где топь и трясина. Обойдя сами эти опасные места, помогают и нам
    восходить через эти внешние обряды, но самое главное, что Христос оставил Церкви не обряды, а Таинства. Сейчас мы смотрели фильм про два Таинства: Таинство Крещения и Таинство Миропомазания, их всего семь. Четыре Таинства совершаются однократно с человеком: Крещение, Миропомазание, Рукоположение и Венчание, а три многократно: Соборование, Исповедь, Причастие. И самое главное, как Церковь
    говорит, - это Таинство Тела и Крови Христа, на которых созидается вся духовная жизнь человека, - Таинство Причащения. Можно сказать, что и
    это священники придумали, но только это уже будет неправда, потому что про все это говорил сам Господь в Евангелии. Так или иначе мы все
    Таинства свои возводим к Священному Писанию, опираемся в догматичности Таинств на Священное Писание. Что от лукавого? Господь сказал: "Кто будет есть мою плоть и пить мою кровь, того я воскрешу в последний день». Сказал? Сказал. Что тут священники придумали? То, что они
    обставили это определенным ритуалом, и Литургия у нас совершается с четвертого века 16 веков определенным образом? Это просто форма,
    которую Церковь посчитала необходимым закрепить, чтобы было единообразие. Понимаете, когда человек так говорит, он хочет
    самовольно по себе толковать заповеди, что-то принимая, что-то не принимая, а на самом деле, оправдывая себя в каких-то вещах, которые
    ему будет удобно или неудобно совершать. Церковь нужна для чего? Если человек большой духовной жизни, подвижница, как Мария Египетская, ушла в пустыню и почти без Церкви подвизалась, хотя и она, смотрите, великая подвижница, которая молилась, возносясь в воздухе на локоть, которая по сути дела ничем не питалась в течение многих лет. И она захотела умереть только после Причастия, и она нуждалась Теле и Крови Христа. А человек просто оправдывается тем, что он не ходит в церковь и не хочет никого слушаться, поэтому считает, что все придумали. Спорить с ним? Но он же не слушает Вас, зачем с ним спорить. «Бисер метать перед свиньями», - это такое резкое выражение. Что с ним спорить, если он не слушает? Если он хочет что-то узнать, пусть идет в ту же церковь и спросит, почему напридумывали все эти обряды и ритуалы. Можно будет ему объяснить. А если он не слушает? Как Пилат спросил у Христа: «Что есть Истина?», развернулся и ушел. Евангелие говорит, что Христос не поторопился его останавливать и объяснять, что есть истина, потому что вопрос был риторическим, не требующим ответа, задал вопрос и пошел. Его не волновало, что такое Истина.



    Почему церковь не благословляет делать женщинам ЭКО?

    Потому что это противоречит нравственности и основам церковного вероучения. Все дело в том, что в ЭКО, во-первых, возникают вопросы о том, как берется мужское семя. Берется оно греховным образом, получается. Мужчину провоцируют на грех. Во-вторых, сразу берется несколько яйцеклеток, они все оплодотворяются и часть из них замораживается, часть из них «подсаживается» в организм женщины.
    Потом, как происходит в 99% случаев: подсаживают сразу несколько эмбрионов, и если все прижились, некоторых убирают, некоторых оставляют. Редкая женщина согласна, если все пятеро эмбрионов прижились, всех пятерых рожать. В основном дают согласие, чтобы четверых или троих из них убили - совершается аборт. Понимаете, что Церковь не считает, что в браке любой ценой должен быть ребенок. Есть вполне законный момент: если пара хочет иметь ребенка, но не может сама родить, можно взять из детского дома, можно кого-то усыновить или удочерить. И это будет не греховный способ. А какая разница, родители не те, кто родили, а те, кто вырастили, воспитали, подняли на ноги, вырастили его. Отчасти, это такая гордыня, хочу именно своего, и мне все равно, что и муж нагрешит и жена нагрешит. Поэтому ЭКО, конечно, Церковью не благословляется.



    Если человек сам не обращается к колдунам, а колдуны сами связываются? Им даже удается взять личные вещи своих будущих жертв. В моем случае соседка-колдунья воспользовалась недоеденным печеньем ребёнка: ребёнок не доел, оставил, а все это закончилось одер

    Мои хорошие, митрополит Иларион сказал очень правильную вещь, и эту вещь все святые отцы говорили: дьявол имеет к нам доступ только в той степени, в которой мы сами ему даём. Пусть соберут все печенья, недоеденные мною, все колдуны мира и попытаются что-то сделать - я не испугаюсь, потому что я человек Церкви. 

    Конечно, у нас есть пример Мотовилова, который испытывал одержимость и испытал все муки ада, но он - по промыслу Божиему. Его предупредил преподобный Серафим Саровский, что это было для испытания его веры. Господь через преподобного Серафима Саровского его предупредил, знал, что он выдержит все, для нашего назидания, чтобы мы не были небрежны и невнимательны. Во всех остальных случаях, мои хорошие, Господь нас так хранит, что что бы мы не делали, как бы на нас ни колдовали, если мы в Церкви, с нами ничего не произойдет. Мы не подвижемся, мы стоим на камени, на краеугольном камени нашей веры во Христа. С этого камня ничто не упадет. А если мы стоим на песке, если мы такие маловерные, если причащаемся раз в полгода, если исповедуемся, абы исповедоваться, невнимательны в молитве, в посте, в своей духовной жизни... Тут нас только пальчиком толкни, конечно, мы и покатимся! Тут уже можно без всякого печенья на нас можно такое искушение навести! Да мы, собственно, и сами, без колдунов, себя искушаем кто телевизором, кто картинками, играми, алкоголем, праздностью - причем тут колдуны? Не бойтесь ничего, ничего не бойтесь. Господь с нами, Господь победил самого дьявола. И ничего удивительного в том, что мы тоже можем побеждать его и его слуг.



    Если люди, мужчина и женщина, повенчаются в церкви, потом через несколько лет разведутся, и бывшая жена захочет снова замуж за другого?

    Если бывшая жена захочет замуж за другого, она придет Патриархию или епархию, если она не в Москве живет, и получит благословение на второй брак. Обычно это происходит так: брак распался, муж и жена развелись, муж или жена вступают во второй брак, после этого со свидетельством о втором браке, они идут к архиерею, и архиерей дает им разрешение на Венчание вторым чином. В канонах есть второй чин, можно второй раз венчать. Можно даже третий раз жениться, церковь благословляет третий брак, но уже не венчает.



    Об НЛО

    Есть такой труд Серафима Роуза. Он называется “Православный взгляд на НЛО” - исследование такое. Был такой американец православный, очень благочестивый, духовный. Он занимался такими актуальными вопросами современности. Он такую мысль проводит и доказывает ее, что по мере уровня развития человечества бесы тоже адаптируются. Люди верили в средневековье в драконов, в пегасов, вот бесы и являлись в виде драконов. Сейчас мы верим в пришельцев космических, они нам и являются в виде НЛО или человечков зеленых. Он

    проводит анализ видений средневековых, от которых остались источники, или современных, когда НЛО являлись или инопланетяне увозили куда-то кого-то. И он приходит к выводу, что все это одни и те же бесовские
    силы, которые поменяли свою окраску. Как автомобили в начале двадцатого века, в середине двадцатого века и в начале двадцать первого века совершенно разную форму имеют. Колеса хоть и круглые, но сначала как у телеги, а сейчас с хорошей резиной. На самом деле все меняется.

    Батюшка, помогите разобраться. Есть следующие утверждения, которые противоречат друг другу. Бог присутствует повсюду. Падшие ангелы удаляются от Бога. Куда, если Бог повсюду? Ад – это место, где нет Бога?

    Утверждения не противоречат одно другому. Просто нужно правильно понимать эти фразы. Бог присутствует повсюду. То есть Бог сотворил этот мир, и мир этот живет его божественными энергиями. Бог как Творец – везде, вездесущий. Ад – место, где нет Бога. Если хотите, ад – это место в душе человека, из которой изгоняется Бог. И поэтому есть единственное место, где Бога может не быть, – это место в душе человека. Все происходит по воле Божьей в этом мире, кроме тех случаев, когда человек начинает творить свою волю и изгоняет Бога из нее. Падший ангел удаляется от Бога, конечно, точно так же, как человек удаляется от Бога, – не любит его, ненавидит. Можно жить в квартире с человеком и при этом ненавидеть его. И тиранить его даже, причинять ему неудобства, пакости мелкие делать. Кончится только тем, что хозяин квартиры прогневается и изгонит от себя такого жильца. То есть Бог изгонит от себя. Тут уже будет человеку плохо. Вот представьте: квартира всего одна. Получается, что человек окажется на улице, без средств к существованию, выживанию, горячей воды, где нет тепла, одеяла, подушки... Какое это будет существование? Это будет настоящий ад для такого человека. Но он сам вынудил хозяина на такие меры. Он сам выбрал жизнь без него. Когда Бог сотворил человека, он первый раз себя ограничил. В том, что создал область, в которую он не вторгается. То есть он человеку дал полную свободу. И человек может поступать так, как хочет. Понимает он последствия своих поступков или не понимает, но он свободен.



    Можно ли доесть яблоки, купленные до 1 июня? Можно ли покупать яблоки старого сезона или действует запрет на все яблоки?

    Если купили яблоки до 1 июня, можете их доесть. Хотя неужели нельзя потерпеть? Теоретически это распространяется на яблоки нового урожая. А покупать старые яблоки в сезон… Ну как вы узнаете, старого сезона или не старого? Сейчас у нас такие технологии и такие разные страны, что яблоки могут быть уже вполне нового урожая. И чтобы не ошибиться и не смущаться, лучше ограничиться. Это не тот продукт, без которого человек не может существовать. Вот если бы нам запрещали пить воду нового года, то наверно это было бы тяжело, потому что без воды человек не может. А яблоки и виноград – это не то, ради чего стоит ломать копья. Все-таки после 1 июня или после Троицы (смотря, что бывает раньше) мы не едим яблоки. Мы можем пить соки, так как пока они прошли обработку, пока были упакованы и доехали до магазинов, прошло много времени, и можно сделать вывод, что это, конечно, яблоки старого урожая. Есть варенья, джемы, которые мы сделали или которые приобрели – то же самое, это старый урожай. Но яблоки мы уже не употребляем. И виноград тоже. До Преображения Господня – до 19 августа.



    Что такое умная молитва?

    Мы все с вами знаем и, надеюсь, совершаем утренние и вечерние молитвы. Читаем каноны, акафисты, когда скорбим, обращаемся к святым. Это молитвословие, как его называют. Это необходимая часть молитвы каждого христианина, чтобы он встал в правильное положение перед Богом, чтобы он упражнялся в тех мыслях, которые святые отцы испытывали, когда молились. Чтобы он научался молитве. А умная молитва – это когда специально святыми отцами, или подвижниками, уделялось определенное время, чем больше, тем лучше, чтобы заниматься умным деланием или умной молитвой. Обычно это Иисусова молитва по четкам – определенное количество раз или определенное количество времени, но совершаемая именно не во время простых действий. Например, я иду, гуляю, занимаюсь физическим трудом, ум свободен и я могу молиться – это не умная молитва. Когда мы молимся Иисусовой молитвой во время такой работы или во время прогулок - это скорее для того, чтобы освободить свой ум от нежелательных помыслов, чтобы помыслы не скакали с предм ета на предмет, чтобы не было греховных помыслов. А умная молитва, или умное делание, – это когда мы специально уделяем этому время, садимся или стоим перед иконами и молимся. Это особое дело, не буду сейчас подробно на этом останавливаться.



    Грешно ли делать татуировки?

    Сейчас почему-то все больше и больше татуировок. Даже среди православных возникает желание их делать. Конечно, грешно делать татуировки. Совершенно неправильно и ненужно их делать. Потому что Господь создал нас с таким телом, которое у нас есть. И Церковь против пластических операций, хирургических вмешательств в тело с целью украшательства. Одно дело - у человека травма или врожденная проблема. Тогда, конечно, ее можно скорректировать с помощью медицины, хирургии. Но другое дело – специальное украшательство себя татуировками. Грешно, неправильно делать татуировки. Мы против этого.



    Правда ли, что сны – это не от Бога?

    Как сказать… Мы из Священного Писания часто видим, что Бог является во сне. Например, Иосифу Обручнику, мнимому мужу Пресвятой Богородицы и мнимому отцу Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому нельзя сказать категорически, что сны не от Бога. Но святые отцы учат, что область сна – это больше область лукавого. Даже по себе мы можем судить, что больше снов снится каких-то дурных, нехороших, страстных, злых, жестоких, чем благостных и хороших. Православной традиции свойственно недоверие снам. Можно даже привести в пример обретение Казанской иконы Божьей Матери. Когда девочке трижды являлась Богородица во сне, говорила определенные вещи, это докладывали священнику, архиерею - причем не простому, а будущему Святителю Ермогену - и они оставляли это без внимания, отсылали от себя. И уже на третий раз, когда было явление, девочка с матерью обрели икону – чудотворную икону Казанской Божьей Матери. Это показывает отношение ко снам – недоверие. Лучше ждать, пока Господь приснится или пошлет сновидение второй или третий раз, вразумит, чем обмануться. Это касается не только снов, а в принципе всех явлений. Я рассказывал на прошлом чаепитии про отца Афанасия, которому трижды звонила Пресвятая Богородица? И тоже в первый раз он совершенно не поверил, второй раз не поверил, и только на третий раз он поступил так, как хотела Пресвятая Богородица. И в этом нет оскорбления величия Господа или Богородицы. В этом осторожность монахов, христианина. В этом трезвенное отношение к явлениям. Поэтому снам мы не верим.



    Нашла дома фотографии, которые хранит мама. Там усопшие родственники в гробах во время захоронения. Можно ли хранить такие фотографии?

    Можно, а что такого? Мы не суеверные, мы не боимся ни гробов, ни мертвых людей. Это память. Кто-то запоминает и такие моменты, кто-то хочет помнить живыми своих усопших родственников. Это зависит от человека. Хранить можно. Если мама хранит, то не делайте ей замечания, не смущайте, пусть хранит. Может быть, ей эти фотографии дороги, может, она вспоминает, молится возле такой фотографии больше.



    Если просыпаешься во сне от мысли, что молишься во сне Пресвятой Богородице, – это действие лукавого? Это не реальность, это сон? Опасаться этого? Как правильно поступать?

    Да нет, не надо этого опасаться. Правильно поступать – просто не искать этого, не думать на эту тему. Искусственно не подталкивать к этой ситуации. Но многие святые отцы, старцы и подвижники говорят о том, что спят, а ум – молится. Я делаю дело, а во мне внутри живет Иисусова молитва. Постоянно живущая молитва к Богородице – это достаточно редкое явление, потому что молитвы Богородице все пространные, и тяжело удержать ум в течение всей молитвы к Пресвятой Богородице. Просто в Иисусовой молитве всего 5 слов, ее удержать в себе проще, проще содержать ум в концентрации. Молиться Богородице в этом плане сложнее. Но если с вами действительно во сне такое происходит, то - слава Богу, по крайней мере, сны не будут глупые снится. По крайней мере, будете просыпаться в большей духовной бодрости и трезвенности.



    Что говорят святые отцы о том, как сопрягается свободная воля человека и Божий промысел? То есть Бог как бы все, что делает человек, обращает на пользу общего замысла? Или как?

    Есть такая книга – «Илиотропион», о согласовании воли Божественной и воли человеческой. Написал ее Святитель Димитрий Ростовский. Там подробно рассказывается, как сопрягается свободная воля человека и Божий промысел, или Божья воля. Воля Божья направлена на то, чтобы человек спасался. Чтобы всякий человек спасся, и никто не погиб. А дальше уже каждый человек в меру своего желания или нежелания соответствует этой Божьей воле или не соответствует, живет по ней или не живет. Конечно, все складывается в такую общую картину. Если я живу по поле Божьей, то я, соответственно, и своим окружающим, близким, родным, друзьям помогаю спасаться. Если я не живу по воле Божьей, то, соответственно, я и им усложняю труд спасения. Была страна – православная Российская империя. Наверно, там были всякие недочеты, недостатки, много было уклонений от Бога, люди не жили по заповедям Божьим. Но, тем не менее, была православная держава, и за веру во Христа никто не преследовался. Монахов и священников не сажали в тюрьмы, не расстреливали. Пришли коммунисты, и все это прошло. И смотрите, как тяжело страна воцерковляется, как тяжело поколение за поколением мы сейчас вылезаем из этой трясины. Старец Иоанн Крестьянкин в 90-е гг. говорил, что сейчас уникальное время. Что сейчас не родители приводят детей в храм, а дети – родителей. То есть нарушилась естественная закономерность. Естественно, когда я своих детей сам привожу в Храм – беру за руку и привожу. Они растут, и, надеюсь, своих детей будут приводить в Храм. По-разному можно относиться к одним и тем же событиям 90-х гг., к распаду Советского Союза, к уходу коммунистов с руководящих постов, к запрету коммунистических партий в некоторых странах… Но, тем не менее – кто знает, если бы коммунисты оставались у власти, были бы мы сейчас с вами в этом храме, который они взорвали, который можно было восстановить только когда коммунистический режим прекратился? И даже когда коммунисты не препятствовали, сколько лет договаривались о начале строительства именно на этом месте! Хотели его строить в других местах. А ведь это был бы уже совсем другой храм. Поэтому каждый человек или помогает Богу в деле спасения всего мира, или мешает.



    Почему в Евангелии Господь кого-то исцеляет словом, кого-то прикосновением и так далее?

    Я тоже в свое время интересовался этим вопросом. У святых отцов есть такое толкование на эту тему. Толкователи объясняют это разной верой людей. Кто безусловно верил в Божество Иисуса Христа, в его возможность исцелять и воскрешать, тому достаточно было слова. И люди исцелялись и воскресали. Те, кто имели недоверие, сомнения, какие-то колебания, Господь прибегал к вещественным, физическим методам – положению перстов в уста или уши и так далее. То есть Господь уподоблялся врачам для тех, кто меньше верил.



    Расскажите, пожалуйста, верно ли, что все проблемы, в том числе со здоровьем, связаны с грехами?

    Нет, не верно. С грехами может быть связано многое, но грехами все нельзя объяснить. У нас есть пример многострадального Иова, у которого не было грехов, но которого Господь, зная верность Иова, попустил быть искушаемым от сатаны, от лукавого, до последней стадии. Сначала он лишился всего своего имения - а он был очень богатым человеком, потом лишился детей, а потом и тело его было поражено язвами, проказой, так что он очень сильно страдал. И все это не по грехам, а потому что Господь знал его силу воли и показал дьяволу, что Бога можно любить не только в благоденствии, но и в несчастье. И именно Иов сказал фразу, которая мне очень нравится: «Если я принимал из руки Божьей благое, то неужели из той же руки я не приму и худое?» Это ведь одна рука. Она дает и благо, и худое. Причем худое только кажется таковым, потому что после испытания сказано, что Бог вернул ему богатство, у него родились новые дети, которые утешали его, и он прожил много лет, был одним из долгожителей. Поэтому худое было только временным, и, пройдя через него, человек окреп, духовно вырос. Второй пример – в исцелении слепорожденного, когда апостолы, ученики Господа, то есть люди, которые понимали его учение, спросили: «Кто согрешил – он, слепорожденный, или родители его, что он родился слепым?» Господь отвечает: «Ни он, ни родители его. Но чтобы явилась слава Божия». То есть специально человек родился слепым, чтобы однажды в своей жизни мимо него проходил Спаситель, увидел эту слепоту и исцелил его от слепоты. И сказано, что от века не было, чтобы слепорожденный прозрел. Это Господь явил свое величие, свою любовь к человеку. И человек этот прославлял Бога, наверняка получил духовный опыт. Я не помню, есть ли данные о дальнейшей судьбе этого человека. По-моему, он сподобился потом мученического венца за Христа в будущем, но точно не помню. Поэтому проблемы здоровья лишь отчасти связаны с грехом. Мы часто говорим, что при нарушении заповедей Божьих мы нуждаемся во вразумлении. То есть я грешу, я нарушаю заповеди Божии, после этого мне необходимо вразумление. И Господь часто для этого прибегает к болезням. Но нет знака тождества между болезнями и грехами. Например, блаженная Матрона, святость которой мы видим. После многих лет после ее блаженной кончины люди к ней прибегают, приезжают, в очереди стоят, а она ведь была слепой, увечной, убогой. Убогой в смысле болезненности. Но при этом насколько она была велика перед Богом. Разве она была грешнее всех, если она такая больная? Грешнее меня, который здоровее ее в тысячу раз? Наоборот, она была святее меня, но просто вот так сила Божья в немощи является.



    Отец Андрей Ткачев однажды сказал, что в раю будет Литургия, богослужение. И если человек в этой жизни не полюбил службу, был невнимателен, то в раю ему нечего делать. Как Вы относитесь к этому?

    Он, безусловно, образно выразился. Но справедливо. Я не знаю, насколько там будет непрестанная служба… Хотя сказано же, что херувимы, серафимы, другие ангельские чины непрестанно славословят Господа, находясь перед престолом... Ну а как они могут не славословить, видя перед собой такое благо? Когда мы находимся с любимым человеком (допустим, у нас любовное обострение), то мы от человека не сводим очей, мы не можем от него оторваться. Мы забываем про свои нужды, усталость, голод, мы готовы на человека смотреть. А тут не просто любимый человек, тут Господь. Благо, Совершенство, Святость, Праведность. И, конечно, в этом плане отец Андрей Ткачев сказал совершенно справедливую вещь. Что если на земле здесь высшей формой жизни человека является, мои дорогие, не сон, не отдых, не еда за столом, не тем более работа или труд, а богослужение, когда мы пытаемся помолиться, соединиться с Богом, – что выше этого на земле? Ничего. Даже уход за престарелыми родителями или ребенком не может сравниться с богослужением по качеству жизни, по важности. Конечно, на небесах славословие Господа будет главным желанием каждой спасшейся души. Это будет безусловное желание. И если я здесь не люблю Господа, не славлю, не ищу его, то, что я буду в раю делать? Помните, я приводил слова прп. Исаака Сирина, который сказал, что по милосердию своему Бог попустил существовать аду. По милосердию своему! Потому что в аду грешнику будет лучше, чем в раю. То есть мы говорим, что ад – это место, где нет Бога, где человек мучается не от котлов и сковородок, а от отсутствия Бога. Как ребенок, когда знает, что мама есть, но что она ушла, ее нет, начинает плакать и скорбеть. О чем он скорбит? Он вполне может быть сытый, он выспался, у него куча игрушек, но он видит, что мамы нет, и он скорбит. Так и душа человеческая после смерти будет знать, что есть Творец, есть Благо, которое сотворило все вокруг, и теперь он свою жизнь построил так, что он выбрал отсутствие этого Блага в своей жизни. Поэтому, как я объяснял, Исаак Сирин говорил, что в аду люди будут находиться с подобными себе грешниками.



    Почему христиане достигают близости с Богом через страдание, а другие религии через радость или покорение?

    А я не знаю, почему христиане достигают близости через страдание. Я не достигаю через страдание. Через страдания христиане вразумляются. Через страдание христиане могут оглянуться и увидеть, что Бог хочет, чтобы они изменили свою жизнь. А то, что в других странах и религиях нет страданий – простите, но возьмем для примера буддизм. Он исповедуется в основном в Китае. В Китае почти 2,5 млн. людей, из них 80% каждый день недоедает. Давайте тогда говорить, что буддисты достигают своими страданиями нирваны. Потому что недоедают. Кто из вас недоедает каждый день? Есть тут такой человек? Что-то я таких не вижу. Все довольные и сытые. А в Китае 80% населения каждый день недоедает! Не просто 1 раз в неделю устраивает себе разгрузочный день, чтобы похудеть, а каждый день недоедает! Вот вам страдания. Давайте посмотрим на мусульманский мир. Пакистан и так далее. У них тоже много страданий – жажда, пустыня… от нищеты тоже. Та же Ливия – счастливо они живут? Давайте говорить, что они через страдания достигают.

    Допустим, Иосиф Исихаст 30 лет ел сухари и пил воду, он это делал добровольно. Он мог есть и пить по-другому. Но он выбрал это для того, чтобы здесь напрячься, а в будущем веке получить радость и блаженство. Он мог бы так и не напрягаться, он мог бы вести себя гораздо более свободно перед Богом, он сам себя ограничил ради Бога. Поэтому я не вижу, что мы через страдание достигаем. Наоборот, человек, который перестает грешить, соответственно перестает и страдать. Богу не за что вразумлять человека, который не грешит. Человек сам себя ограничивает. Как сказал прп. Иоанн Лествичник, с человеком, который не имеет своей воли, все происходит по его воле. Я всегда привожу такой пример. Мне все равно, что съесть – конфету или картошку. Поэтому, если я прихожу в гости, и мне предлагают картошку, я ем с удовольствием картошку. Если предлагают конфету – я ем конфету. А вот если мне не все равно, то тут я могу начать страдать. Я пришел и хочу конфету, а мне дают картошку. Или наоборот – хочу картошку, а мне конфету дают. Это уже происходит не по моей воле, я начинаю страдать. А если у меня нет своей воли, то все, что происходит, – мне во благо, все мне нравится. Я наоборот порой считаю, что в моей жизни слишком все безоблачно, без страданий, а если какие-то искушения находят, то я отношусь к ним не как к страданиям. Вообще по-церковнославянски «страдания» и «страсть» имеют один корень. Там, где страсть – там есть и страдание. Как ответ на страсть. Если нет страстей, если я живу без страстей, по заповедям Божиим, то страдания вообще нет. Так что я категорически не согласен. Наоборот, я считаю, что в том же исламе гораздо больше запретов. Возьмите хотя бы отношения к женщине в исламе и так далее. В буддизме тоже… Поизучайте другие религии, и мне кажется, вы все сразу поймете. А сколько у нас зато явлений Божьих? Преподобный Силуан Афонский – его книжка учений начинается с того, что ему явился Бог, и он пишет, что если бы явление Бога продлилось еще хотя бы на мгновение дольше, то он бы не выдержал и умер от того восторга и счастья, которые его наполнили. Поэтому наоборот, я считаю, что православие – это религия радости и свободы. Апостол Павел говорит, что все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Все я могу, но не все мне полезно. То есть мы можем абсолютно все, лишь бы только это нами не обладало.



    Преподобный Иосиф Исихаст говорил о том, что когда искушение проходит, и приходит благодать, то нужно ждать новых искушений, не расслабляться. Значит, жить все время в ожидании искушений?

    Нет, это означает, что не надо унывать, когда что-то происходит не по нашей воле. Опять приведу в пример слова праведного Иова. Если я из руки Божьей принимал благое, то неужели из этой же руки я не приму и худое? Приходит искушение – слава Богу! Значит, Господу сейчас угодно меня искусить. Знаете, мы ведь тоже своих детей отдаем в школу. Зачем? Им приходится учиться, уроки делать без конца…, а так бы бегали и бегали по улице. Никаких проблем – ни учебы, ни каникул, ни экзаменов, ни стрессов… Но мы их отдаем, потому что понимаем, что чтобы им потом полноценно жить, а не продолжать бессмысленно бегать по улице, им нужно знания получить. А знания получаются через труд, испытания, экзамены. Поэтому эти искушения – это радость. Через искушения приходит благодать. Это ведь нам все знакомо! Все же практически учились в институте. Сдашь экзамен – такая гора с плеч! Такое счастье, такая радость, какие в течение всего семестра не испытывал! Хотя вроде жил беззаботно, гулял и веселился. Экзамен сдал – особенное состояние свободы и облегчения. Так и здесь. Прошел искушение человек достойно, понял, что он прошел его, и приходит благодать. Наоборот, Иосиф Исихаст говорил, что мы должны жить в ожидании благодати. Даже на самого грешного сходит благодать. Но потом, если нет в нем сродства, то она уходит. Но опять же – не огорчайся, она опять придет и опять будет искать в тебе сродство, и если найдет – то останется, и останется на столько, на сколько ты можешь ее удержать, на сколько ты сможешь это сродство увеличивать и проявлять. Наоборот, Иосиф Исихаст говорит о благодати, которая вдохновляет человека на новые подвиги. Помните историю, как они принесли целый мешок червивых сухарей из Великой Лавры? Посмотрели на них, и Арсений Пещерник говорит: "Что же мы теперь будем делать?" Отец Иосиф задумался и сказал: "А давай мы сухари будем есть ночью, когда не видно, что они червивые". И ели эти сухари ночью, пока не съели все. И Арсений пишет, что это были особенно сладкие и вкусные сухари, таких вкусных он в жизни не ел. Почему? Не потому что там жуки были с белком! А потому что благодать Божья помогала.



    Я крестная мать, стала ею в 2000 г. Так было положено. Мы особенно не понимали, что делали. Потом расстояние нас с крестницей развело. И сейчас я уже понимаю свою ответственность. Но то время уже упущено. Я пытаюсь наладить контакт с крестницей, но меня н

    Ваша связь не прервана, нужно молиться за нее. И самая главная связь с крестными не в том, чтобы встречаться, подарки дарить и так далее, а в том, чтобы быть примером. Был такой греческий епископ, не помню, как его звали. В самом начале 20 в. он написал труд про Россию. Он был большой любитель России, хотя в России ни разу не был. Он предсказывал, что Россию будут все ненавидеть, что против России все ополчатся. Он это писал до революции, в 19 в. Пространный труд, я его читал. Серафим Соболев много на него ссылался, болгарский святитель. Он объяснял, почему ненавидят евреев во всем мире. Потому что у евреев была Богом данная миссия хранить веру. Они эту миссию не выполнили. Вместо того, чтобы принять Христа и стать первыми учениками (то есть всем народом, а не отдельными апостолами), они его распяли. Точно такая же судьба ждет и Россию. Когда они перестанут быть светом для мира и солью для земли (как Господь говорит – когда соль становится несоленой, ее вон выбрасывают, попирают ногами, потому что она уже ни на что не годится). На самом деле если бы мы были настоящими духовными людьми, то не то, что нас в доме не хотели бы видеть – за нами бегали бы по пятам и все слова наши записывали. То есть это зависит не от них, а от нас, от нашего качества духовной жизни. Поэтому вам нужно просто свою духовную жизнь поднять на такую высоту, что если бы у крестницы хоть раз в жизни возник вопрос, и хоть раз в жизни она вспомнила бы свою крестную, позвонила вам и сказала: «Крестная, помолись!», вы бы помолились и в то же мгновение, даже трубку она еще не положила, а уже произошло изменение. Тогда она вас одолеет, она будет вам названивать еще и жить к вам переедет. Понимаете? Тут надо искать не методы воздействия на нее, а методы воздействия на себя. Вы другого ничего предложить не можете, кроме своей святости. Вот и ищите своей святости. По словам Серафима Саровского: стяжи дух мирен в себе, спасись сам, и тысячи людей спасутся вокруг тебя.



    Я гражданский строитель. На совещаниях далеко не молятся, дым коромыслом, ругаются, и я задался вопросом: а что делать? Абстрагироваться? Менять ситуацию бесполезно.

    Ну не знаю, я поменял… Мы когда храм строили, строители столько ругались… Я раз за разом просил «пожалуйста, пожалуйста»… Потом уже другие начинали просить, мол, тут же батюшка, не надо ругаться. И потом уже они не ругались. При мне. Так что можно и абстрагироваться, и менять ситуацию. Святые отцы говорят, что, сколько лет человек провел в страсти, столько же ему нужно, чтобы от этой страсти исцелиться. Если я 20 лет воровал, меня 20 лет будет тянуть воровать. Иногда и больше, если человек плохо борется.



    Почему может быть такое, что на Исповеди покаялся в каком-то грехе, но все равно каждый день чувствуешь тяжесть греха (грех больше не повторялся)?

    Святые отцы говорят, что дьявол всегда действует одинаково. До греха он говорит: мол, можешь совершить грех, ничего страшного, Господь милостив, он простит, ты не такой уж сильный, ты немощный, слабый, можешь себе позволить расслабиться и так далее. То есть принижает значимость греха. А после совершения греха, наоборот, говорит: все, ты совершил грех, ты изменил Богу, как ты так мог, нет тебе прощения, Бог – судья не милосердный, а праведный, всем воздает за свои дела… Таким образом он пытается человека ввергнуть в уныние. Каждый день чувствовать тяжесть греха – это, конечно, неправильно. Мы не должны о каких-то своих грехах – наверное, смертных – забывать. Надеюсь, что мы все-таки ими не грешим. А грехи, которые мы совершаем каждый день, не надо постоянно иметь перед собой. Иначе это будет нас ввергать в уныние. Мне очень нравится история первых веков христианства про двух монахов египетских. Как они пошли в какое-то селение и там впали в блуд. Когда они вернулись в монастырь, отцы заточили их на 40 дней в кельях, чтобы они в затворе, в сухоядении и покаянии раскаивались в этом. Через 40 дней их выпустили, привели на совет старцев. Один был весь в слезах, борозды на щеках от непрестанных слез. А другой был румяный, радостный и довольный. Стали спрашивать первого. Он говорит, что каждый день оплакивал свой грех, понимал, что согрешил, и просил у Бога прощения. А второй сказал, что каждый день благодарил Бога за то, что даже после такого греха он его не умертвил, а позволил покаяться, назначил епитимью через старцев, чтобы таким образом он исправился и угождал дальше Богу. И интересна последняя фраза в этом повествовании. Старцы рассудили, что покаяние обоих угодно Богу. Я думаю, что мы должны быть где-то посередине. С одной стороны, конечно, мы можем радоваться, что мы совершили грех, а нас Господь простил , но в меру. Но и, конечно, слезы должны быть в меру, потому что иначе это будет отчаяние и уныние.



    Где взять духовного отца? Его Бог посылает человеку? Как правильно выбрать духовного отца и что делать дальше? Спаси Господи!

    Что делать дальше – это уже не ваше дело. Если у вас появится духовный отец, он вам скажет, что делать дальше. 

    Вообще, люди живут и без духовных отцов, конечно, но святые отцы и старцы всегда говорили, что лучше иметь духовного отца или хотя бы духовника. Духовник – это тот человек, у которого вы чаще всего исповедуетесь, тот, с кем у вас возникает духовный союз. Как говорит наш о. Владимир, по примеру брака. Как брак не сразу заключается между юношей и девушкой (сначала они присматриваются друг к другу, потом какое-то время общаются, и потом уже заключают брак – женятся, венчаются), так и с духовным отцом – сначала человек начинает вести духовную жизнь, исповедуется у разных священников, выбирает… 

    Я, например, в течение полугода или даже года выбирал между двумя священниками – между о. Владимиром и другим. Исповедовался, приглядывался – и выбрал. Почему это нужно? Например, когда ко мне человек приходит в первый раз на исповедь, я не могу ему давать глубоких духовных советов, потому что это будет с моей стороны неправильно. Я не знаю силы этого человека, не знаю его характера, возможностей, и может быть , я дам ему что-то такое, что будет ему слишком тяжко понести в духовном смысле. Или наоборот что-то не угляжу. Согласитесь, что совершенно по-разному надо давать лекарства, когда, допустим, человек приходит и кается в пьянстве. Если он в первый раз напился, то ему и так плохо. Тут просто надо пожурить, по головке погладить и сказать, мол, видишь, как плохо – вот и не пей больше. И он не будет сам пить. Или человек, который всегда злоупотреблял алкоголем, держался 10 лет и вдруг сорвался – такому человеку, может быть, надо как-то строго сказать, чтобы он не вздумал больше пить, иначе он вернется к прежнему. И так далее. 

    Конечно, грех при внешней схожести у разных людей совершенно разный. И духовник или духовный отец может различить епитимью по мере греха. Где взять духовного отца? Просто ходить, смотреть… Нам-то в Москве хорошо. Тут столько достойных священников! А в деревнях в малых городах, где 1-2 священника, хуже … Представляете - я тут никого не осуждаю - до о. Владимира был какой-то батюшка в Бегоще... И когда о. Владимир туда приехал, местные бабушки спрашивают его: «А вы тоже будете пить и в пьяном виде свою матушку гонять по деревне?» Он говорит, нет, мол, не собираюсь. «А то мы как увидим, что матушка бежит по деревне, мы сразу знаем, что батюшка сейчас вслед за ней побежит с матюками догонять ее». И вот представьте: все равно надо кому-то исповедоваться, все равно надо у кого-то причащаться. 

    У человека такие явные немощи личные, а надо через себя переступить и идти к нему исповедоваться и причащаться. Я очень счастлив, что я встретил на своем духовном пути первым о. Владимира, потому что если бы я встретил такого священника, который вышел бы ко мне навстречу пьяный и потом погнался за своей матушкой, не знаю, что бы я подумал о христианстве и православии. Конечно, Господь касается сердца, Господь нас приводит к себе, но пастырь тоже очень нужен человеку. А вообще, оптинские старцы говорили, что духовного отца нужно вымолить. Вот вы спрашиваете: «Его Бог посылает человеку?» Да. Посылает в том числе. Духовного отца надо, конечно, вымолить.



    Должен ли мирянин, не обладающий апологетическим и миссионерским опытом, защищать веру христианскую, отстаивая ее в полемике с неофитами сект и инославными? Или же ограничить проповедь своим поведением?

    Наверно, когда при вас сектант что-то проповедует, вы по мере своего знания можете дать ему отпор ради того, чтобы другие не соблазнялись. Или, по крайней мере, громко возгласить, что это секта, если вы не обладаете достаточным количеством знаний, чтобы его прервать, и пойти дальше. Можно, по крайней мере, обратить внимание на это. 

    В 1917-1918 гг. был поместный собор. Это был первый поместный собор в истории Церкви, который прямо сказал, что каждый христианин должен быть миссионером. Вокруг уже началась революция, уже текла кровь, уже было разделение общества. Священников, в том числе митрополита Владимира, протоиерея Иоанна Восторгова, и других – уже уничтожили, мучили или убили… И Церковь обратилась с тем, что каждый православный христианин имеет ответственность за распространение веры. Но, конечно, самое главное правило - наше поведение. 

    Самая главная проповедь – это проповедь своей жизнью. Если я говорю красивые слова, а жизнь моя не по этим словам, то все будет совсем по-другому. Апостол Павел говорит: «Ты имеешь веру, я имею дела. Покажи мне веру из дел твоих». И если я что-то начинаю проповедовать, но при этом живу по-другому, то тут надо не знания накапливать, а жить духовной жизнью. 

    Преподобная Мария Египетская в пустыне не занималась накапливанием знаний, но, тем не менее, когда она достигла святости, она уже и Писание могла толковать и цитировать наизусть. Так что Зосима, который много времени провел в изучении священных писаний, удивлялся, как она это знает, явно не учившись. Она ведь в молодом возрасте после блуда ушла в пустыню, то есть она не занималась изучением Священного Писания, а так цитировала Его, что Зосима был потрясен. То есть сама духовная жизнь ее научила этому. 

    Поэтому я считаю, что первично должно быть не накапливание знаний через обучение, а благочестивая жизнь. Должен быть пост, может быть, выше среднего, должна быть молитва выше среднего, Исповедь, покаяние.



    Что означает фраза «Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него»? На кого «укрепихся» в этом контексте?

    Имеется в виду то, что я укрепляюсь ему противостать. Я ведь могу быть готов и не готов. А тут значит, что я укрепился и в полной готовности встречаю своего врага, которого в собранности смогу победить из-за того что я укрепился, я в форме, в концентрации. А для этого надо, чтобы Христос просветил очи мои. Прежде всего, духовные очи, а не телесные. Ведь врага мы, к счастью, не видим. Не видим лукавых духов. Потому что святые отцы говорят, что они безобразны и навели бы на нас страх. И это одна из милостей Божиих после грехопадения, что он дал нам так называемые кожные ризы, и мы не видим мир духовный. А до этого видели и Бога, и ангелов…




    В 4-й молитве Последования ко Святому Причастию есть грехи, которые никогда не совершал. Нужно ли читать их? Если нет, то как тогда читать эту молитву?

    Да, есть такая 4-я молитва, она даже во многие молитвословы не входит. В свое время, когда я только крестился, я помню, что у о. Владимира спрашивал, как быть – есть молитвословы с 4-й молитвой, есть без нее… Там такие грехи перечисляются, которые многие и не знают, да и зачем их знать… Можно не читать.




    Что делать, если я не замужем и не повенчалась, а меня хотят сделать крестной матерью? Живу с мужчиной под одной крышей.

    Моя хорошая, это плохо. Нельзя жить с мужчиной под одной крышей. Сначала надо расписываться. В этом плане крестная мать – образец, пример для подражания. И если вы в самое ближайшее время, буквально этим летом, не хотите изменить свой статус, нет у вас решимости объявить, что вы или поженитесь и повенчаетесь, или хотя бы поженитесь, или не будете жить вместе как муж и жена, то... Ведь эта ситуация неправильная. Крестная мать – пример. Она и берется для того, чтобы воспитывать младенца в христианском благочестии. Почему мы не берем инославных – католиков, протестантов или некрещеных – в крестные родители? Может, замечательный человек, может, даже тянется и симпатизирует Православию? Но нельзя такого человека брать. Потому что чему он будет учить? Как он будет обучать человека православию? А это основная функция крестного. Ну а если меняете статус свой, то, конечно, становитесь крестной.




    Какое качество, какие свойства должны быть в отношениях между девушкой и юношей, которые позволяют создать благочестивую семью?

    Любовь должна быть. И целомудрие до брака. 

    Святые отцы говорят, что залог будущих счастливых семейных отношений – это целомудрие до брака. И поверьте – те юноши и девушки, которые не воздерживаются до брака, себя обкрадывают. Во многом обкрадывают. И надо стремиться к благочестию и целомудрию. 

    Ну а свойства и качества - мы все настолько разные... Надо понимать, что брак строится на любви. Не на удобстве, не на комфорте, не на похоти тем более или на богатстве жениха или невесты, не на жалости или желании отомстить кому-нибудь, типа «выйду замуж назло за другого человека»… Такого, конечно, не должно быть. Брак строится на любви. 

    Хотя недавно у нас была такая дискуссия… Ведь раньше счастливых браков было гораздо больше. Допустим, до революции. Часто родители решали судьбу своих детей. То есть они просто определяли, сватали друг за друга, и все. И часто молодые до брака особо друг друга не видели. Ну или видели, но не испытывали симпатии… Фраза есть такая – «стерпится – слюбится». Наверное, если у человека ответственное отношение к браку, если он понимает, что этот брак один на всю жизнь, то… Вот представьте, что вы где-то стали работать. И понимаете, что это единственная работа на всю вашу жизнь, что другой работы нет. Наверно, вы научитесь строить отношения со своими коллегами, начальством. Где-то вы промолчите… Не драться же каждый день на работе! Не ждать же, когда начальство увидит эти драки и уволит… Поэтому человек будет как-то выкручиваться. 

    Есть такой философ Розанов Василий Васильевич. У него был очень несчастный брак, он пытался получить развод от жены и не мог. Он говорил, что брак – это когда кошку и собаку засунули в один мешок, завязали и сказали: «Живите мирно!»

    Но я думаю, что и кошка с собакой в мешке со временем договорятся. Если кто-то кого-то не съест с самого начала. Был такой момент при высокой христианской нравственности, что браки создавались не по любви. 

    Но сейчас мы свободны, к тому же, заражены гордостью, амбициями и так далее, поэтому, конечно, если нет любви, если кто-то сомневается в своей второй половине, то, как бы вторая половина не любила, не стоит… Нужно убедиться в начале, что любовь взаимная и что она есть.