Исповедь является одним из семи Таинств христианской Церкви, в котором кающийся исповедует свои грехи в присутствии священника и при видимом выражении прощения от него, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. То есть исповедующийся получает оставление своих грехов непосредственно от Бога, а священник наделен от Бога правом объявлять от Его имени прощение грехов.
Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). Эта власть «вязать и решить» (избавлять) перешла от апостолов к их преемникам — епископам и священникам. Однако сама исповедь приносится не священнику, а Богу, священник здесь — только «свидетель», как он и называется в молитве перед исповедью.
Часто можно услышать: «Зачем нужен священник?! Мне посредники не нужны, когда можно исповедоваться в душе напрямую Богу?». Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. За годы службы священники на исповеди слышали очень много рассказов о грехах, пороках, страстях. Как правило, все эти рассказы похожи друг на друга, ведь все мы страдаем, по сути, одними и теми же грехами, в наших сердцах кипят одни и те же страсти, но в разном виде.
Исповедь в том виде, как ее установил Бог, помогает человеку победить один из своих тягчайших грехов – гордость. Ведь исповедь требует искренности и смирения! Безусловно, каяться мы можем и должны не только на исповеди, но и при каждой удобной возможности – сразу по осознании греха, и на ежедневной вечерней молитве. Однако отпущение грехов можно получить только от (через) священника на исповеди. На исповеди кающемуся даётся не только прощение грехов, но и подаётся благодать и помощь Божия на борьбу с грехом.
Священник, будучи сам человеком грешным, ведает людские немощи, в состоянии понять другого человека, разделить его страдания и даже оплакать вместе с ним его грехи. Но он, являясь таким же простым человеком, как и пришедший к нему на исповедь, имеет особую благодать от Бога, которая действует в нем независимо от его личностных качеств. Эту благодать он получает в Таинстве священства. Поэтому без священника невозможно Таинство исповеди.
С другой стороны, неопытные в духовной жизни люди, не видят ни множественности своих грехов, ни их гнусности. Они говорят: «ничего особенного я не совершал», «не изменял(а) жене/мужу», «у меня только мелкие грехи, как у всех», «не украл, не убивал» … А ведь святые отцы и учители наши, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали к Богу: «Никто же согреших на земли от века, якоже согреших аз, окаянный и блудный!" Мы же, порой, убеждены, что у нас все благополучно…
К сожалению, мы живем в такое время, что понятие греха размыто, и часто мысли и некоторые поступки не осознаются нами как грех. Где же нам найти тот камертон духовной жизни, который будет нас настраивать на высоту, установленную для человека Богом и по которому будем сверять наши желания, мысли, дела, поступки? Ответ - в Священном Писании!
А подготовиться к Таинству исповеди подробно - помогут книги святых отцов и учителей Церкви, такие как: «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова) и другие.
В момент исповеди обычно на нас находит волнение и забывчивость, поэтому рекомендуется записать свои грехи заранее и на исповеди прочитать их священнику.
Важно помнить, что нет Таинства и нет от него никакой пользы, если подходить к нему формально, без веры и искреннего желания изменить свою жизнь – без покаяния (по-греч. метанойя - перемена ума). Покаяние должно быть связано с желанием во что бы то ни стало, с помощью Божией исправиться, то есть «принести достойный плод покаяния». «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1: 15) — с этих удивительных слов началась проповедь Иисуса Христа.
Святые отцы называют покаяние вторым Крещением: если при Крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то Покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершаемых им уже после Таинства Крещения.
Таинство Покаяния — величайшее чудо преображения, возможность пересмотреть прошлое и начать новую жизнь, это великое Таинство примирения Бога и человека; это — сладость прощения греха; это — трогательное явление любви Бога к человеку.
И, главное, что силой благодати Божией через Таинство Исповеди мы восстанавливаем общение с Церковью, обретаем возможность соединиться с Богом - причаститься Святых Христовых Таин!
Святые отцы о Таинстве Исповеди:
Что касается исповеди — не откладывайте ее. Не должно одинаково понимать покаяние и исповедь; покаяние значит одно, а исповедь — другое; покаяние может быть и без исповеди, а исповеди без покаяния не может быть; каяться или раскаиваться пред Богом в грехах своих можно и должно всегда во всякое время, а исповедоваться можно только пред духовником и в свое время; покаяние, или раскаяние во грехах, приближает человека к Царствию Небесному и приближает к человеку Духа Святаго, а исповедь без покаяния и раскаяния нисколько не приносит человеку пользы, и не только не приносит пользы, но притворная и не истинная исповедь губит человека, делая его большим преступником, потому что исповедь есть и должна быть действием покаяния (свт. Иннокентий).
Не лучше ли здесь изгладить грехи покаянием, нежели там терпеть за них вечные муки? (свт. Феофан Затворник).
Нет лучшего оружия, чем исповедь, — оружие самое сильное и самое действенное. Диавол не терпит быть обнаруженным и объявленным: будучи обличен и объявлен, он кидает свою добычу и уходит. Весьма полезна частая исповедь, потому что мы скоро забываем грехи свои, а если говорим духовнику, то тогда они с корнем вырываются. Покаяние открывает глаза, открывает зрение на грехи. Покаявшись в одних грехах, человек начинает видеть и другие, и третьи, и т. д., начинает считать грехом то, что прежде не считал, вспоминает нераскаянные грехи, давно забытые (свт. Григорий Двоеслов).
Нельзя перед отцом духовным исповедаться в одних грехах, а перед другим священником (из-за стыда) — в других; такая исповедь бывает недействительна (свт. Иоанн Златоуст).
Страшливость на исповеди оттого, что редко исповедуемся (свт. Феофан Затворник).
Тот, кто утаивает грехи на исповеди, хотя и услышит от духовника: «Прощаю и разрешаю», — но Дух Святый не простит и не разрешит его. Люди, которые не хотят открывать грехи и помыслы духовным отцам, больше всего радуют врага своей души (преп. Иоанн Малый).
Наша стыдливость на исповеди — злая насмешка над нами врагов наших. Бог видит грех и без исповедания греха. Он ищет исповедания единственно для того, чтобы уврачевать.
*в нашей стране, тайна исповеди – самостоятельный вид охраняемых законом тайн, одна из гарантий свободы вероисповедания. Согласно Закону РФ, священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди. Согласно церковному каноническому праву, священник не может нарушить тайну исповеди ни при каких условиях.
Ответы батюшки на вопросы с чаепитий
Список некоторых вопросов, которые задавались священнику на чаепитиях для молодежи и его ответы на них.Подробнее »
Список литературы для новоначальных
Литература, рекомендуемая к изучению для новоначальных: Священное Писание и толкования на него, творения святых отцов, художественная литература.Подробнее »