Закончилась Святая Четыредесятница. Шесть недель мы воздерживались от развлечений, ограничивали себя в еде, старались чаще бывать в храме, усилить молитвенное делание, творить дела милосердия и глубже заглянуть в себя. Но до праздника Пасхи еще неделя, называемая Страстной Седмицей, и предваряет ее самый грустный, даже трагичный праздник для всех христиан – Вход Господень в Иерусалим.
На иудейский праздник Пасхи в Иерусалим со всей земли стекалось множество народа. Спаситель вместе с учениками, как все правоверные иудеи, так же должны были посетить храм и принести жертву Богу. Но Он уже знал, что ждет Его в святом городе, говорил Он и своим ученикам, что надлежит Ему пострадать, быть преданным смерти и на третий день воскреснуть. Но ученики Его, будущие апостолы, будто не слышали этих слов, они с восторгом предвкушали славу и почести, ожидающие приближенных «Царя Израилева». И скорбел Господь о Иерусалиме, и плакал о страшной судьбе его.
Три с половиной года Иисус Христос проповедовал в иудейской земле, исцелял, воскрешал, совершал множество чудес. Тысячи людей следовали за Ним повсюду. И тысячи людей встречали Его, восседающего на ослице, у входа в град Иерусалимский, приветствуя, постилали пред ним свою одежду и пальмовые ветви. Тысячи людей, пришедшие увидеть того, кто вчера воскресил Лазаря, кричали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!». Та же самая толпа, спустя всего несколько дней будет требовать Его распятия…
Этот день в России так же называют Вербным воскресением. Накануне, на вечернем богослужении освящаются веточки распустившейся вербы, как символ тех самых пальмовых ветвей, с которыми встречали Спасителя почти 2000 лет назад. Мы подражаем современникам Христа, сжимая в своих руках, кто цветы и ветви финиковых пальм или лавра, если это христиане стран с теплым климатом, кто пушистую вербу, как мы, православные северных земель. Существуют благочестивые традиции хранить освященную вербу в течение года, украшать ею домашние иконы, приносить на могилы усопших родственников.
До упразднения Петром I патриаршества на Руси существовал интересный обычай «Шествия на осляти». Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона (1652–1658) и царя Алексея Михайловича. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского (Василия Блаженного) собора, в котором патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Лобном месте происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей, привозившихся из Персии. Затем, по свидетельству очевидцев, «царь, пешком, ведет лошадь (вместо осла), на которой сидит патриарх, за красный повод, в Кремль. Впереди же всех едет повозка, везомая лошадьми в великолепных попонах, на которых стоят искусственные деревья, обильно увешанные цветами и плодами. На ветвях их сидят несколько маленьких мальчиков, наряженных ангелами, и весело приветствующих пением осанна!». Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Патриарх во время шествия осенял народ крестом. За ним шли церковные иерархи в богатейших облачениях. Церемонию заключали гости. Шествие тихо приближалось к Спасским воротам. В это время начинался общий звон, как в Кремле, так и по всем многочисленным московским церквам, и продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. Гудел воздух над столицей, и благовест разносился на много верст вокруг! Сейчас данный обряд возрожден архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом
Пусть вербные веточки, с которыми каждый из нас придёт домой, напоминают нам о Том, Кого мы встречаем с этими ветвями в руках. Пусть наше желание быть причастными жертвы Христовой за нас не ограничится освящением верб и куличей, но побудит последнюю неделю жизни Спасителя прожить вместе с Ним на богослужениях в храме.
Из проповеди Митрополита Антония Сурожского
на праздник Входа Господня в Иерусалим
Мы вступаем в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: А стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?..
Вспомните тогда то, что было в дни Страстей Господних: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, – как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней… И как сотни, вероятно, народа хотели бы вырваться из этой недели, быть свободными от того, что происходило: от гнева, от страха, от ужаса…
И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, даже в те минуты, когда страх побеждал, и они старались спрятаться от гнева народного.
Никуда не могли уйти, забыть происходящее, Никодим, Иосиф Аримафейский, тайные ученики Христовы, верные женщины-мироносицы... Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах, потому что ужас охватывал их извне и изнутри. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.
И вот, когда вспоминаешь это, – разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? И у них мешались мысли, и у них холодело сердце, и у них истощались силы; но они жили этим событием. И то, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь.
Поэтому, что бы вы ни переживали, как бы мало вы – мы – ни переживали, будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют. Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать; и самые события – потому что это события, а не воспоминание – пусть нас ломают телом и душой. И тогда, когда, не вспоминая себя, а думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, – и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней. Аминь.
Ответы батюшки на вопросы с чаепитий
Список некоторых вопросов, которые задавались священнику на чаепитиях для молодежи и его ответы на них.Подробнее »
Список литературы для новоначальных
Литература, рекомендуемая к изучению для новоначальных: Священное Писание и толкования на него, творения святых отцов, художественная литература.Подробнее »