Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Храм Преображения Господня
на Преображенской площади

О нательном кресте

О нательном кресте

ИСТОРИЯ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. 

Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра. Кресты были начертаны на надгробиях первых мучеников, светильниках и на сводах подземных галерей в Римских катакомбах. Уже в это время появились первые деревянные нательные крестики.  После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты.

При императоре Константине Великом в 326 году Крест, на котором был распят Христос, был найден и вновь воздвигнут, явив затем огромное количество чудес.  
Первым чудом, явленным от древа Креста, стало воскрешение усопшего. Позже чудеса и исцеления стали происходить повсеместно, происходят они и в наши дни – такой чудесной силой обладает Крест.

Значение Креста

Крест Христов – это символ христианства. Но крест нательный православный – это не просто символ, напоминающий нам о крестных страданиях Христа. Он имеет действенную силу ограждать христианина от козней бесовских.

Старец Савва Псково-Печерский писал: “Христианин без креста - это воин без оружия, и враг легко может одолеть его”.

Крест символизирует собой искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом через Крестную Смерть, орудие спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми, следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом.

 

О форме нательного креста

Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.

Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия.

Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной — показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.

И абсолютно иначе выглядит католический крест, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела, провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное — торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти.

Наиболее распространенная форма православного креста – крест восьмиконечный, на оборотной стороне чаще всего бывает нанесена молитва «Спаси и сохрани».

 

Смысл ношения крестика и надписи на его обороте: «Спаси и сохрани»

Христиане, которые носят нательный крестик, как бы воздают бессловесную молитву Богу. И он всегда защищает носителя.

Так от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души.

Простые слова «Спаси и сохрани» означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.

 

Почему надо носить нательный крест

Нательный крест возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвержись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Мы должны нести свой жизненный крест, а тот крест, который у нас на груди, нам об этом напоминает.

Крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Когда происходит Таинство Крещения, при освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу, и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись: «Спаси и сохрани!».

Для православного христианина ношение креста является большой честью и ответственностью. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.

Нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято.

Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв.

Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением. Налагая на себя крестное знамение, можем говорить: «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» или «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного.»

Крест является оружием против диавола. Но непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения. «Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? — вопрошает святой праведный Иоанн Кронштадтский и сам же дает ответ: — По неверию вашему».

"Крест - хранитель всея вселенной, крест - красота Церкви, крест - царей держава, крест - верных утверждение, крест - ангелов слава и демонов язва".

распятие.jpg

 

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!




Возврат к списку