Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Храм Преображения Господня
на Преображенской площади

О подготовительных неделях Великого Поста

О подготовительных неделях Великого Поста

Приближается Великий Пост – время особого телесного и духовного подвига для всех православных христиан – усиленной молитвы и строгого воздержания. Поэтому очень важным условием является правильная подготовка. Как виртуозный скрипач с напряженным вниманием настраивает свой инструмент перед исполнением сложного произведения, так и мы должны подтянуть ослабленные и расстроенные струны своей души, дабы и она не звучала фальшиво пред Господом.

Святая Церковь задолго до Великого поста учит нас приготовлению. Три седмицы и четыре воскресных дня, называемых по церковно-славянски Неделями, предваряют великопостные:

  • Неделя о мытаре и фарисее

  • Неделя о блудном сыне

  • Неделя о Страшном Суде

  • Неделя воспоминания Адамова изгнания из рая

В эти дни перед святой Четыредесятницей на службах в храмах возносятся красивые и трогательные молитвы, песнопения и каноны, в которых раскрываются значения подготовительных недель. Готовимся и телесно: после сплошной седмицы без постных дней, которая следует за Неделей о мытаре и фарисее, наступает мясопустная седмица, когда восстанавливается пост в среду и пятницу. И предваряет Великий Пост сыропустная седмица -  всеми любимая Масленица, в течение которой мы уже не употребляем мясо. Таким образом, мы постепенно приучаем свое тело к воздержанию от скоромных продуктов.

В первое подготовительное воскресенье мы услышим чтение Евангельской притчи о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14), из которой следует, что мытарь – презираемый всеми сборщик налогов – вышел из храма более оправданным, нежели фарисей, уважаемый и чтимый в народе господин. Эта неделя научает нас не полагаться «на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагать на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному». Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей и делает богоотступником. Эта седмица с 21 по 27 февраля* является сплошной.

Следующая Неделя, названная в честь притчи о блудном сыне (Лк. 15, 11-32), призвана усилить и раскрыть во всей полноте чувство покаяния. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей проповеди говорит, что притча сия «обнаруживает непостижимое, бесконечное милосердие Отца Небесного к грешникам, приносящим покаяние». В этой притче Господь показывает нам, что для истинного покаяния необходимы зрение греха своего, сознание его, раскаяние в нем, исповедание его. Бог видит искренность покаяния и спешит навстречу к такому человеку, «лобызая его Своею благодатию».

Эта мясопустная седмица знаменательна тем, что на нее приходится Вселенская Родительская Суббота, когда поминаются все усопшие православные христиане.

В последующий воскресный день читается Евангелие о будущем всеобщем последнем Страшном Суде живых и мертвых (Мф. 25, 31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия, и произнесет Он Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Поэтому важно помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к этому осознанию.

Масленицу называют сырной седмицей из-за дозволения вкушать сырную пищу (молочные продукты,  яйца), в том числе в среду и пятницу, чтобы «приучить отказываться от приятных яств и без печали переходить к посту. В среду и пятницу уже не совершается Литургия, а вместо нее часы, и, как и во дни Четыредесятницы, в эти два дня с коленопреклонением произносят молитву святого преподобного Ефрема Сирина».

В заключительную Неделю вспоминается Адамово изгнание из рая за непослушание и невоздержание. Пример прародителей показывает нам всю тяжесть греха, учит избегать невоздержания, как начала и источника грехов, и обращаться к покаянию как единственному средству избавления от гнева и суда Божия. Этот воскресный день называется также Прощеное Воскресение. Евангельское чтение этого дня наставляет нас касательно подвига поста. Он должен начинаться прощением людям их согрешений, неосуждением в отношении к ближним, нелицемерном прощении обид. Без примирения со всеми, без прощения и отпущения всем согрешений не можем мы примириться с Богом, без этого погашения взаимных огорчений и вражды между собою нельзя приступать ко Христу.

Употребим же и мы это благодатное время на должное приготовление и радостно.

адамово изгнание.jpg



Возврат к списку