Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Храм Преображения Господня
на Преображенской площади

О православном поминовении усопших

О православном поминовении усопших

Церковное поминовение усопших отличается от любой другой человеческой памяти, — потому что мы не вспоминаем умерших, а посредством молитвы о них Господу продолжаем оставаться с ними в живых отношениях, тем самым исполняя свой христианский долг перед ними.

Православное поминовение усопших

Церковь молится за умерших потому, что Она едина, в ней нет разделения на живых и мертвых, ведь для Бога все живы. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38), - сказал Христос Спаситель не веровавшим в воскресение мертвых саддукеям.

Церковное поминовение усопших отличается от любой другой человеческой памяти, — потому что мы не вспоминаем умерших, а посредством молитвы о них Господу продолжаем оставаться с ними в живых отношениях, тем самым исполняя свой христианский долг перед ними.

Умершие нуждаются в наших молитвах, т.к. после смерти они уже не смогут каяться и творить добрых дел. Продолжая жить после смерти тела, душа всем своим существом располагает полнотою личности и самосознания. Она чувствует, сознает, воспринимает, рассуждает... Однако не будем забывать того, что душа вне тела - неполный человек, потому не все возможное, возможно их душам. Так, например, человек живя на земле, может покаяться и изменить сам свою жизнь, от греха вернуться к Богу. Душа же сама не может, хотя бы и хотела, коренным образом измениться и начать новую жизнь, которая совершенно отличалась бы от её жизни на земле, приобрести то, чего она не имела, будучи человеком. Душа живет там и развивается в том направлении, которое начала на земле. Ведь по учению Церкви за гробом уже нет покаяния, а окончательная участь человека решается не после смерти, а по Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое мы все ждем. До Второго пришествия мы еще можем изменить эту участь.

Поэтому самой важной и действенной помощью для ушедшего в вечность, будут наши горячая молитва и милостыня.

Благочестивые христиане стараются усердно молиться за усопших родственников особенно первые 40 дней после смерти. 3-й, 9-й и 40-й день после смерти являются особыми днями для поминовения*. По Преданию Церкви, первые два дня душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее памятью земных радостей и горестей, добрых дел и злых. В 3-й день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему. Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. Как правило, в этот день происходит отпевание и погребение усопшего**. В 9-й деньГосподь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В 40-й день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим в преддверии Страшного Суда.

Потому так необходимы церковные молитвы и поминовения в эти дни. Ими испрашивается прощение грехов и водворениедуши умершего в раю со святыми.

Все сорок дней со дня смерти и в дни особого церковного поминовения хорошо бы подавать записки с именами усопших наЛитургию. Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии.

В ближайшие дни по кончине важно заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях. В эти же дни совершаются панихиды*** и заупокойные литии****.

Существует благочестивый обычай чтения Псалтири за умершего в течение первых сорока дней, как дома - келейно, так и чтение «неусыпаемой Псалтири», которое можно заказать обычно в монастырях (чтение Псалтири происходит круглосуточно, без перерывов). К церковной молитве присоединяют и домашнюю молитву, чтение специальных канонов «о упокоении», а также в каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

Поминальная трапеза, символизирующая милостыню, раздаваемую во имя покойного, непременно должна быть соединяема с молитвою. Верующие в качестве милостыни приносят в храм продукты, которые распределяются нуждающимся. По церковным канонам в храм нельзя приносить мясо, мясопродукты в многодневные посты не следует приносить скоромную пищу.

Поминальная трапеза дома, которую устраивают родные и близкие покойного, — это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Самое главное за поминальным столом — молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Молитва может быть самой простой: «Упокой, Господи, душу раба Твоего [или рабы Твоей] (имя), и прости согрешения его [или: её] вольные и невольные, и даруй ему [или ей] Царствие Небесное». Следует заметить, что на поминальный стол дома также распространяются постные дни. Совершенно недопустимо поминовение усопшего водкой. Обычай оставлять на могилах различную снедь к православию никакого отношения не имеет.

В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным.

В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.

Важно помнить, что все мы одно «живое тело». Мы являемся как бы клеточками одного организма, и состояние одной из них очень сильно влияет на все остальные. Участь и состояние наших близких в большой степени зависит от того, кем являемся мы сами. Самое полезное, что мы можем совершить за усопших - наша внимательная жизнь, мы должны очистить себя от грехов, которые сопровождают нашу повседневную жизнь и отягчают совесть. Молитва за усопших действенна в той степени, в какой мы сами очищаемся и исцеляемся. Будем чаще исповедоваться, причащаться, побуждать себя к добрым делам. Это исцеление самих себя поможет и нашим близким. Меняемся мы, меняются и те, кто с нами связан. Из этого следует, что стоит трудиться и вести брань с нашим «ветхим» человеком, чтобы, став «новым», он уже не вредил ни себе, ни другим людям, но помогал и себе, и другим — будь они живые или усопшие. По словам преподобного Паисия Святогорца, усопшие испытывают радость, если их потомок живёт с Богом. Если мы не находимся в добром духовном состоянии, то наши усопшие родители и все наши предки страдают. Однако, если мы находимся в добром духовном устроении, они радуются, потому что были сотрудниками Бога в нашем рождении и Бог некоторым образом обязан им помочь. То есть усопшим доставит радость, если мы предпримем подвиг и постараемся угодить Богу своей жизнью. Поступая так, мы встретимся с нашими усопшими в Раю, и все вместе будем жить в жизни вечной.

Преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев) рекомендовал своим духовным детям Причащаться Святых Христовых Таин в памятные дни своих усопших близких — в дни их кончины и именин. Это способствует единению во Христе живых и отшедших в иной мир.

В храмах не отпевают и не поминают на Литургии тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными, а также самоубийц. Некрещеных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умерли вне Церкви – не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа.

Если человек, лишивший себя жизни, был душевнобольным или был доведен до самоубийства издевательствами и притеснениями, то его отпевание может быть благословлено правящим архиереем. Для этого надо подать письменное прошение.

Частная, домашняя молитва об упокоении иноверцев, некрещенных и самоубийц не запрещается. Об облегчении участи душ этих умерших, православные христиане молятся дома, но это надо делать с благословения духовника.



* Преп. Макарий Александрийский «Слово об исходе душ праведников и грешников» (ангельское откровение преп. Макарию Александрийскому о загробном состоянии душ человеческих и о днях церковного поминовения).

** Отпевание и погребение принято совершать на третий день, первым днем считается сам день кончины. Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе. Бумажный венчик на голове покойного – символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. При этом все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело (венчик) усопшего. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба. Важно, что православных христиан принято хоронить в гробу, а не кремировать. Так как мы  верим, что в конце истории произойдет  воскресение   мертвых  по образу Воскресения  Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры.

*** Заупокойное богослужение.

**** Краткое сокращенное чинопоследование панихиды (есть в некоторых молитвословах). Заупокойную литию принято петь мирянами на кладбищах. Также эту литию вполне можно прочитать (пропеть) и дома в память об умершем человеке, особенно на дни памяти умершего и годовщины.



Возврат к списку